Рождественские игры ряженых, шабаш ведьм и бал троллей

Dec 24, 2011 10:38





В ночь с 24 на 25 декабря западные христиане (католики) - жители Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, стран Африки и Азии - отмечают Рождество Христово. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

            С сочельником связан обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. Разряженная молодежь начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник. Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче - кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Колядующие получает подарки: жареные каштаны, фрукты, пирожки, сладости и др. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами.

В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

Еще одной традицией коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша - он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.

После колядования компания собиралась за одним столом, выкладывала собранные вкусности и начинала веселиться. Распевали песни, водили хороводы, разыгрывали обрядовые сценки, играли в подвижные игры, прыгали через костер. Чем веселее и задорнее было празднование, тем больше счастья обещал новый год.

Рождество, как и канун Дня Всех Святых - это время, когда нечисть ведет себя довольно активно (вспомните хоть гоголевские рассказы о кузнеце Вакуле и черте).

Шведы считают, что в Сочельник тролли устраивают бал с танцами и прочими развлечениями. Компанию им составляют ведьмы, которые слетаются на шабаш, сидя на волках или метлах. Всю ночь с горы доносятся звуки безудержного веселья - там пляшут, поют, нетрезво орут и дебоширят. Приличные люди же сидят дома, дожидаясь, пока крик петуха не даст им понять, что опасность миновала.

В одной из областей Норвегии бытует мнение, что древние боги сходятся в сочельник для жестокой схватки с христианами, поэтому последним (правильно!) лучше отсидеться в помещении. Тем более что разборка сопровождается ужасными порывами ветра и громовыми криками, как вроде бы было уже однажды - в позапрошлом веке.

Существуют легенды, которые касаются запрета на работу - в рождественские дни трудиться строго воспрещено (можно выполнять лишь жизненно необходимую работу, например, кормить скот, чтоб не подох). Те, кто пренебрегает этим правилом, обычно бывают наказаны, как это случилось с одним бретонским кузнецом. Он продолжал вкалывать даже после того, как прозвенел церковный колокол, призывающий верующих на праздничную службу. Вскоре в кузницу пришел высокий сутулый человек и сказал, что у него проблемы с косой - какой-то что ли гвоздик от нее отлетел, или типа того. Кузнец, желая услужить клиенту, косу починил, после чего тот посоветовал мастеру отправиться на исповедь, поскольку он только что закончил последнюю в своей жизни работу. Утром кузнец помер, что неудивительно - ведь накануне он отремонтировал косу для самой Смерти.

Принято считать, что колядование - это магический акт, направленный на установление благополучия как в природе, так и в крестьянской семье в первые дни создания нового мира. Слово же "коляда" восходит к латинскому слову "календы". Этот термин использовался в Древнем Риме для обозначения первых десяти дней каждого месяца. В Древнем Риме первый день каждой календы выкрикивался жрецом.

"Окно и рождественское печенье" играло важную роль в обряде колядования. Под окном выкликали коляду. Колядующие в дом не приглашались, хозяева сами выходили на крыльцо, услышав "клик коляды".

Рождественское печенье, обязательно подававшееся колядующим, в старину выпекалось из ржаного теста в виде различных животных: коровок, лошадок, овечек - и называлось козульками. В более позднее время, в конце XIX - начале XX в., оно стало выпекаться и в виде ангела со звездой, рождественской звезды или даже букета цветов. Фигурки животных из теста должны были магическим путем обеспечить счастливое будущее семьи. Печенье раздавалось колядующим как ответный дар за пожелания благополучия.

Ряженые (их могли еще называть наряженки, окрутники, шеликуны, кудесники) - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Молодежь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Многие маскировались так, чтобы их приняли за "чужих": старика, старуху, цыгана, барина, фельдшера. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля.

Ряженье сопровождалось играми, весельем, зрители иногда становились невольными участниками действий ряженых. Эти игры могли носить как развлекательный характер, так и иметь ярко выраженный обрядовый смысл.

Среди развлекательных игр особенно популярной была игра "в козу и медведя", Коза плясала под песню или под балалайку, поворачиваясь то одним боком, то другим к зрителям, приседала, выполняла сложные коленца ногами. Медведь - парень в вывороченном тулупе - старался неуклюже подыграть козе. Вдруг коза с криком падала - "умирала", затем вскакивала - "воскресала", и пляска продолжалась.

Ритуальной святочной игрой была игра "в умру-на" - покойника. Ряженые вносили в избу парня в белом саване, с лицом, обсыпанным мукой, с длинными зубами, вырезанными из брюквы, бросали его на пол и под общий громкий смех оплакивали его и отпевали, пародируя церковный обряд. В самый ответственный момент "похорон" парень вскакивал. "Умрун воскрес!" - кричали при этом все присутствовавшие. Он бросался к девушкам, пытаясь их поцеловать. В этой ритуально-игровой форме передавались древние представления о смерти как конце старого и "воскрешении" нового года.

Внешний облик участников игр, измененный до неузнаваемости, шумные, а иногда и страшные действия ряженых, необычное поведение, доходящее до нарушения установленных традицией норм и правил, - все это одновременно смешило и пугало зрителей.

Принято считать, что игры ряженых - это имитация прихода нечистой и неведомой силы из "иного мира" в наш мир. Такой переход становился возможным, по представлениям древности, именно в святки, когда старый мир теряет свою форму, рушится, а границы между "нашим миром", миром людей, и "иным миром", миром нечистой силы, мертвых, нарушаются. Кроме того, игры ряженых - это игры, которые должны обеспечить "воскресение" солнца, природы, продемонстрировать торжество жизни над смертью.

В русской деревне маски ряженых назывались "личинами", "харями", "харюшками". Личина придавала человеку, надевшему ее, нечеловеческое обличье, она являлась концентрированным выражением чужой и опасной сущности. В народном представлении она выступала как нечистый, колдовской предмет. Парни, надевавшие в святки маски, должны были в Крещение обязательно очиститься - совершить ритуальное омовение в освященной церковью проруби или окропить себя святой крещенской водой.

http://second-sign.livejournal.com/253864.html

Полный список выступающих на митинге 24 декабря

24 декабря, 7:25

На основе сообщений denis_bilunov составил полный список выступающих, разбив их на группы и "профессии":

а) Утверждённые Инициативной группой на собрании 22 декабря:
1. Алексей Навальный,                                             несистемный политик
2. Юрий Шевчук,                                                       деятель культуры
3. Леонид Парфенов,                                                медиа-персона
4. Борис Акунин,                                                       деятель культуры
5. Дмитрий Быков,                                                     деятель культуры
6. Михаил Ефремов,                                                  деятель культуры
7. Лия Ахеджакова,                                                   деятель культуры 
8. Борис Немцов,                                                       несистемный политик (Солидарность)
9. Олег Басилашвили,                                               деятель культуры
10. Михаил Горбачев,                                                медиа-персона
11. Артемий Троицкий,                                               медиа-персона
12. Чулпан Хаматова,                                                деятель культуры
13. Виктор Шендерович,                                             медиа-персона
14. Гарри Каспаров,                                                   несистемный политик (Солидарность/ОГФ)
15. Алексей Венедиктов,                                            медиа-персона
16. Илья Яшин,                                                          несистемный политик (Солидарность)
17. Евгения Чирикова,                                                несистемный политик (Движение в защиту Химкинского леса)
18. Оксана Дмитриева                                                системный политик (Справедливая Россия)
19. Сергей Удальцов                                                  несистемный политик (Левый фронт)

б) Добавленные Оргкомитетом 23 декабря:
20. Михаил Касьянов                                                  несистемный политик
21. Ксения Собчак                                                       медиа-персона
22. Михаил Прохоров                                                  системный политик
23. Григорий Явлинский                                              системный политик (Яблоко)

в) по квоте "левых":
24. Константин Косякин                                               несистемный политик (Левый фронт)
25. Илья Пономарёв                                                    системный политик (Справедливая Россия)
26. Алексей Сахнин                                                     несистемный политик (Левый фронт)
27. Олег Смолин                                                          системный политик (КПРФ)

г) по квоте "националистов":
28. Константин Крылов                                                несистемный политик (РОД)
29. Владимир Тор                                                        несистемный политик (РОД)
30. Владимир Ермолаев                                              несистемный политик (Русские)

Курсивом и цветом я выделил тех, о ком имеются сведения, что они участвовать в митинге не будут. Некоторые из них, возможно передадут видеообращения участникам митинга.

Итого:
несистемных политиков - 12;
деятелей культуры - 7;
медиа-персон - 6;
системных политиков - 5;

или:
"политиков" - 17;
"не политиков" - 13 (учитывая, что Горбачёва я отнёс к "не политикам" исходя из его актуальной позиции).

Рассмотрим политиков по укрупнённым идеологическим группам (либерал/левый/националист/гражданский активист), исходя из того, что Навальный - одновременно либерал, националист и гражданский активист, а Чирикова - гражданский активист:

Либералы - 7;
Левые - 6;
Националисты - 4;
Гражданские активисты - 2

Таким образом, видно, что доминирование "либералов" на митинге обеспечивается не "политиками", а "деятелями культуры" и "медиа-персонами" - практически все они имеют в той или иной степени выраженную, но либеральную ориентацию. Это подтверждает мысль Михаила Ремизова о важности культурной и "модной" среды для формирования общественных политических настроений, высказанную им на лекции в "Национал-демократе" на прошлой недели. На будущее стоит подумать о привлечении к участию в митингах деятелей культуры националистической ориентации, например, поэта Всеволода Емелина (emelind).
___________________________________

Выскажу свое мнение и по поводу позиции довольно многих националистов, заключающейся в том, что  состав выступающих настолько одиозен, что нет никакой возможности выступать с ними на одной сцене или даже ходить по одной стороне улицы. Такую позицию вполне может занимать сочувствующий националистическим взглядам - и в самом деле, если я придерживаюсь принципов, например, русской национал-демократии, то зачем мне слушать русофоба Артемия Троицкого или Гарри Каспарова? Однако, уже для сторонника, а тем более активиста, такая позиция не является верной - отказ от участия в многотысячном общегражданском митинге означает отказ от агитации и пропаганды на новую огромную аудиторию; любой, кто хоть немного заботится о том, чтобы его взгляды получили распространение - не может упустить такую возможность. Переходя на уровень политика (то есть уровень борьба за власть и влияние на принятие решений) мы видим, что протест имеет огромный потенциал, но не имеет чёткой политической ориентации, поэтому борьба за верховенство, влияние или представленность в общегражданском протесте - имеет сверхважное значение. Политические силы, не занявшие своёго места в этом протесте, оказываются на обочине политического процесса, примером чего служит печальная судьба и leonid_ivashov. Первый вообще оказался не у дел, когда случилось то, к чему он призывал долгие годы - народ вышел на улицу, а второй зачем-то проводит спойлерский митинг аж на Воробьёвых горах под де-факто лозунгом: "Поддержим жуликов и воров", причём только что эти жулики не допустили Ивашова до президентской гонки.

http://anna-news.info/node/3862

Власть дрогнула и купила митинги 24-го декабря в Москве

. .Марат Мусин в Пт, 23/12/2011 - 19:56

Кремль запаниковал, что не проживет и года. Выделил «либерастической улице» денег немерено. Формально в аварийном порядке начал снимать наиболее острые вопросы - это и реформа политической системы, и назначение гуманитария «антисемита» Рогозина вице-премьером по ВПК и т.д. Слава Великому и Ужасному Вадиславу Юрьевичу! Сколько же бабла надо было занести митинговым либерастам, чтобы те враз сегодня поменяли списки выступающих (этим вечером неожиданно «своими списками» заменили выступающих Немцов и Каспаров, при этом Навальный ничего не решал). Таким образом, все без исключения митинги в Москве 24-го декабря оказались под контролем Кремля. Можно спокойно расслабиться и начать встречать Новый, 2012 год - последний год компрадорского, чиновничье - олигархического правления.
Но суть вопроса проста - хотим ли мы возврата в «лихие» столь любимые Немцовым 90-е олигархические? Нет! Хотим ли мы продолжения застоя и «экономики трубы» под руководством чиновничье-олигархической мафии? Нет! Тогда у нас остается только один путь - новая индустриализация и восстановление современной конкурентоспособной промышленности, которая сама будет давать рабочие, хорошо оплачиваемые места. Отсюда неизбежная национализация инфраструктурных монополий и т.д. Главное в стране - Кража. 20 лет назад у нас украли страну, собственность, рабочие места… Расстреляли парламент и Закон. Заставили всю страну жить по понятиям. Компрадоры украли все - протест, идеи, митинги. Пандемия воровства охватила все стороны нашей жизни. На уровне ценностей они ставят свои чисто воровские: разделить и поделить. Мы же знаем как приумножать. Пришло время сломать эту воровскую систему.

Путин, магия, обман в СМИ, маска, тролли, Рождество, шабаш, россия, белая революция, Суть Времени, гламурная революция, навальный, калядование, демонстрация, Медведев, навечерие, ДАМ, православие, белая лента, Сочельник, традиции, нарушение норм, митинг, медведь, ряженые, подрывная деятельность, религия, оппозиция, ведьмы, католики, нечистая сила, митинг 24 декабря, РПЦ, бал, коза, умрун воскрес, оранжевая революция, болотная революция, покойник, нечисть

Previous post Next post
Up