В целом никаких существенных изменений по всей линии соприкосновения киевских силовиков и отрядов народной милиции Донбасса не происходит: с привычной регулярностью киевской стороны ведутся спорадические обстрелы от р-на ст. Луганской на севере до Широкино на Юге; периодичность обстрелов и калибры применяемых боеприпасов постепенно растут. Причем, если действия тяжелых артиллерийских систем ополчения носят явно характер контрбатарейной борьбы, то киевская сторона с мая месяца перешла к широкомасштабным артиллерийским ударам и по Горловке, и по самому Донецку.
Разворачивание процессов практически в точности соответствует постепенной и неспешной эскалации боевых действий после подписания первых минских соглашений - во многом совпадает и расположение основных точек напряженности фронта: Счастье, Бахмутская трасса, Пески, Авдеевка, с добавившимся к ним Широкино.
Интенсивность военной подготовки обеих сторон после крупного поражения киевских сил под Дебальцево возросла, причем достаточно резко: стороны не экономят ни на времени подготовки, ни на используемых боеприпасах, ни на накоплении достаточных резервов боеприпасов в случае резкого обострения обстановки.
Киевские войска под руководством американских инструкторов (откровенно шокированных, по их признаниям, уровнем подготовки и дисциплины украинских военнослужащих) учат их использованию закрытых средств связи тактического звена (что для ополченцев во многом пройденный этап), медицинской подготовке и правильному использованию ломов и кувалд при вскрытии и обыске помещений.
Армия Донбасса приводит в полный порядок бронетехнику и артиллерию, проводит учения подразделений и частей (в т.ч. и с боевой стрельбой) и внутренне ориентирована более на наступательные, нежели оборонительные, цели - за две прошедшие кампании бойцы научились побеждать не только в стойкой обороне и коротких контратаках, но и вести наступление на укрепленные опорные пункты противника и перехватывать его коммуникации.
При этом из Киева на различных уровнях (включая и президента Порошенко) с завидной регулярностью начинают звучать воинственные заявление о возвращении под киевский контроль военным путем не только Донбасса, но уже и Крыма.
Стоит отметить сохраняющуюся, несмотря на все предпринятые Киевом усилия, неполную управляемость т.н. «добровольческими батальонами», предпринимающими зачастую активные действия по собственному решению - как обстрел и попытку атаки Широкино в день Праздника 9-го мая.
Военные планы киевского командования можно оценить как примерно прежние: основной удар из района Волновахи с целью перехвата коммуникации Донецк-Торез-Красный Луч-Луганск; попытка отсечения южного фланга частей ДНР; не исключены также удары вновь на Дебальцево, а также рассекающие удары с целью изолировать от Донецка Горловку.
Ответные меры ВСН тщательно прорабатываются, однако общим настроением становится - и уже стало - общее недовольство затянувшейся между боями паузой. Поскольку практически все бойцы твердо убеждены в том, что для восстановления спокойной жизни Донецка неибежно потребуется нанесение противнику серьезных военных поражений - вплоть до вынужденной смены киевского руководства, или перестройки всего политического и государственного устройства Украины.