Песня и душа

Nov 15, 2015 17:00

image Click to view



С детства жизнь каждого из нас связана с музыкой, во многом - с песнями. Их пели нам или при нас родители, песни были в телевизоре, по радио, на улице, на отдыхе. Особенность песен в том, что при наличии более или менее существенной информации в текстах, они имеют и своеобразный «ключик» к нашему сознанию или даже подсознанию - музыку (т.е. мотив, мелодию, проигрыши), которая не может не быть окрашена эмоционально, а значит, не иметь отклика в нашем сердце. Заново переосмысливая то, что мне довелось слушать в детстве и юности, я взялся за эту тему, и то, что в детстве я пропускал мимо ушей, теперь мне кажется одной из основных частей песни.

Творчество было во все времена, и люди выражали свои мысли и эмоции в стихах и песнях, начиная с древности. В ХХ веке эстрадная песня стала отдельным явлением, которым увлекались миллионы людей по всему миру. Имея такую аудиторию, эстрада не могла не контролироваться, не иметь цензуру. Но и творчество простых людей не могло стоять на месте, постепенно оформляясь в другие явления - в авторскую песню, тесно связанный с ней т.н. русский рок и другие менее значимые направления музыки. В противовес эстрадной музыке, которая была цензурирована, авторская песня и русский рок являлись творчеством исключительно народным, это было выражением умонастроений части общества СССР. Часто в этих песнях пелось либо про более глубокие вопросы, чем в официальной эстраде, либо про более близкие обывателю вопросы. Это делало такую музыку всё популярнее в обществе. Начинаясь в 30-40-х годах с туристических песен, с безобидных лирических песен, будучи поначалу «своими» песнями, отличными от эстрады, стилистика песен постепенно меняется, превращаясь сначала в критику общества вокруг, а затем и вовсе способствуя разрушению этого общества, как культурному интеллектуальному, так и социальному.

Конечно, народное творчество нельзя отделить от культурной, политической ситуации в стране и в мире. Во многом, авторы-исполнители, будучи носителями мнения части общества, распространяли это мнение на более широкие массы людей, которые несли это мнение дальше. Таким образом, авторы и исполнители не только выражали мнение, но и формировали его у многих вокруг себя. Это во многом способствовало губительным процессам в конце 80-х - начале 90-х.


Именно околоперестроечные песни и были замечены мной. И речь идет не только об известных цоевской «Перемен» или наипротивнейший «Американ бой» группы «Комбинация». Во многих песнях есть то, за что эти же исполнители каялись в более поздних песнях, ведя своеобразный диалог с самими собой. Однако, эти песни и исполнители 80-х появились не на пустом месте, до них была целая прослойка культурных, общественных деятелей. Без их понимания невозможно понимать и «наших героев».

Визбор - Ботик. Незатейливая песня, которая была, пожалуй, на всех концертах. Что самое важное в утонувшем кораблике?


Сейчас различные авторы и группы оказывают не менее разрушительное влияние на людей общества, используя те же методы. Из последних очень удачных -

Анимация - Родина.


Эта песня даже мне нравится, хотя я понимаю, что это буквально жвачка для мозгов, которая попутно приучает сомнение в Родине.

Сейчас есть противовес, патриотичные песни, хотя и не настолько удачные, на мой взгляд, в плане направленности на молодежь.

Подробней поговорим позже.

Война с культурой, Искусство, Война идей, Музыка

Previous post Next post
Up