Кто придет в поликлиники в 2017 году?

Jun 21, 2015 13:10



Среди моих знакомых много преподавателей из нашей родной альма матер, т.е. мед. академии, и из других мед. вузов. Во время разговоров с ними о судьбах нашего высшего мед. образования у меня встают волосы на голове. Информация, изложенная ниже, почти полностью проверяемая, а частично уже даже озвучена в СМИ (как пример, но не только).

Итак, процессы, которые происходят в мед. образовании сегодня таковы:

1. С 2016 года не будет интернатуры. Будет только ординатура. Когда я об этом услышал, мне показалось, что, как это бывает, меняют название, и будет какая-нибудь одногодичная ординатура по терапии. Но нет. Интернатуры не будет совсем. Остается 2-5-годичная ординатура, но далеко не для всех. Кто не попал в ординатуру, тот после 6 курса идет работать терапевтом или педиатром в поликлиники, ОВП и пр. Прямо не указывается, но, возможно, то же касается и стоматологов, и врачей-лаборантов и других. Кто же с большей вероятностью попадет в ординатуру? Очевидно, те, кто занимался хорошо, и заслужил такую специализацию, или же сдал хорошо вступительные экзамены (кстати, у нас в этом 2015 году впервые придут более или менее образованные интерны и ординаторы, т.к. введи обязательное тестирование по специальности, и принимают тех, кто лучше прошел тест.). Те же, кто не очень хорошо занимался, не очень хорошо написал экзамены в ординатуру, пойдут в поликлиники и ОВП.

2. Казалось бы, раз такие изменения, нужно делать больший акцент на практической работе. Но нет. Изменяется расписание не в пользу практики. Кто-то счел, что студенты слишком много работают, и должны больше отдыхать. Теперь летняя практика будет длиться не 4-6 недель, как раньше, а 1-2.

3. Но практические занятия могут проводиться не только во время собственно летней (или зимней) практики в больнице, но и во время занятий на соответствующих кафедрах на их клинических базах в больницах. Предполагается, что студенты вместе с преподавателями во время занятий применяют приобретенные теоретические знания на практике - участвуют в осмотре и обсуждении пациентов непосредственно в больнице. Это выгодно и кафедре/вузу, и больнице: одни имеют возможность обучать студентов, другие имеют возможность консультировать сложных пациентов у т.н. "кафедралов". Помощь профессоров всегда считалась неоценимой в ведении пациентов. В XIX веке такое сотрудничество стало прорывным русским методом обучения студентов, этого не было на Западе, и перенималось это от нас. До недавнего времени некоторые преподаватели работали на 0,25 ставки в отделении, "вели" пациентов, или же на эти 0,25 ставки консультировали сложных пациентов. Но с 2012 года (емнип) с преподавателей сняли эти 0,25 ставки, которые назвали "клинические". Т.е. преподаватели официально не могут консультировать пациентов, т.к. они вроде как не работают в отделении. Хотя некоторые продолжают это делать из внутренней необходимости... Но теперь складывается такая ситуация, что преподаватель может даже в глаза не видеть пациента. А студенты соответственно могут не увидеть и пациентов (хотя и раньше видели за год только несколько пациентов суммарно на разных кафедрах).

4. Не знаю, как в других вузах, но в нашем в соответствии с новыми ФГОСами происходят изменения в расписании. Среди прочего, занятный момент. Такой предмет, как физ.культура будет длиться не только первые 2 года, но все 6 лет. Конечно, за счет клинических кафедр.
Да, я обеими руками за оздоровление населения страны, но не столько за счет обязательных занятий 6 лет, сколько за увеличение интереса к спортивному поведению. И это мало связано с лекциями по физ. культуре. А вот с обилием рекламы "сладкой жизни", формированием стремления к получению удовольствия, насаждением "культуры потребления алкоголя" вместо пропаганды "культуры неупотребления", аналогично и с курением - с этим да, связано, причем обратной связью.

5. Качество образования оставляет желать лучшего. Это касается не только нашей академии, а всех мед. вузов (да и вообще всех вузов). Если студенты после 6 курса массово будут уходить в поликлиники и ОВП, будут проблемы по всей стране.
Начну издалека. С приходом поколения ЕГЭ, преподаватели каждого следующего курса жаловались независимо друг от друга, что хуже подготовки ещё не было. Но это до прихода следующего курса. Некоторые преподаватели много лет ведут своеобразные цитатники нелепых изречений студентов, с приходом поколения ЕГЭ эти цитатники пополняются в разы чаще.
В вузах имеется неофициальное ограничение на отчисление студентов. Грубо говоря, за всё время обучения нельзя отчислить больше, скажем, 5% студентов. Иначе будет недофинансирование, сокращение ставок и пр. Не положено, в общем. Проректор ИГМУ говорит, что принимают на первый курс 700, а отчисляют 400 (скорее всего, суммарная цифра со всех курсов) - неплохой отбор, да. Только вот он не говорит дальше, что оставшихся выгнать не моги, иначе атата. Как итог - ставятся 3 балла с огромными минусами при условии хотя бы минимального представления о необходимой информации. Совсем уж раздолбаев и дебилов, хочется верить, всё же вы отчисляют.

6. Отдельно вынесу один пункт про качество образования. Ещё одно изменение в плане занятий, спускаемых сверху касается не только студентов, но и преподавателей. Из года в год, от ФГОСа к ФГОСу увеличивается количество часов, которые должно отводить на самостоятельную работу студентов. Т.о. количество часов, которые преподаватель проводит со студентами, уменьшается. А вместе с этим уменьшается и количество ставок на кафедрах. В целом это соотносится с дорожной картой (осторожно, pdf) развития нашего образования до 2018 года: количество преподавателей высшей школы к 2018 году должно уменьшится почти на половину, с почти 2 млн. до чуть больше 1 млн. человек. Как пелось, всё идет по плану.

Подведем же итог.

C 2016-2017 годов отменяется первичная специализация, ранее обязательная для всех студентов. При это изменяются планы занятий так, что уменьшается объем летней практики. Всячески ограничивается взаимодействие кафедр и отделений (на бумаге. По инерции оно пока продолжается). Уменьшается количество практического обучения. Вместе с этим увеличивается якобы самостоятельная подготовка студентов. Уменьшается количество преподавателей. Ухудшается качество выпускаемых студентов, во многом "благодаря" самим вузам, но в большей степени - "благодаря" высоким руководителям, спускаемым ими нормативам, программам и пр. Первичная специализация сохраняется в виде ординатуры, но туда попадают более подготовленные студенты.

Так кто в 2017 году будет ждать нас и наших детей в поликлиниках? Насколько изменится характер заболеваемости, течения болезней, когда в практическую деятельность придут такие вот специалисты?

ПС. Мне кажется, ответ очевиден. Только сейчас важнее - как изменить надвигающиеся возможные беды? Своё видение этого я напишу в другой статье.

Реформа ускорения смерти образования, Здоровье, Здравоохранение, Врач, Реформа ускорения смерти здравоохранения

Previous post Next post
Up