Сегодня после того, как я поделился новостью про НЕприсуждение Левиафану Оскара, меня заинтересовала реакция священнослужителей на этот фильм.
[Нажмите, чтобы прочесть. Итак, только факты высказываний:]Итак, только факты высказываний (тезисно. Полный текст см. по ссылке): - Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ, протоиерей, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ, литератор, публицист: Главный метафорический месседж «Левиафана» построен на Книге Иова - именно к этому имени взывает священник в фильме. Вспомним Библию: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Борьба Бога и сатаны связана главным образом с богобоязненностью Иова. В фильме Звягинцева это качество опускается как ненужное, мешающее концепции. Первая и главная неправда.
Традиция мировой культуры - это драма, борьба и в конце концов катарсис, преображение. Пусть брезжащее, наивное, романтическое, но стремление изгнанного Адама в обители своего Создателя и Спасителя.
Режиссер Андрей Звягинцев, к сожалению, лишен этой творческой энергии преображения.
- Владыка ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский: В «Левиафане» же авторы, по сути, унижают Россию, выставляют ее в самом неприглядном виде перед мировым сообществом.
Всякий труд, тем более творческий, призван не только подчеркивать и усугублять негативные проявления действительности, но двигаться дальше, показывать пути выхода, призывать человека к жизни и борьбе с пороками. Однако «Левиафан» показывает лишь путь к гибели, не оставляет никаких надежд простому человеку. Красной нитью проходит мотив: ни сопротивляться, ни бороться не стоит. Даже если вы правы - вы обречены.
С самой неприглядной стороны показаны действия представителей Церкви. Несомненно, это удар по православной иерархии и серьезное искажение действительности.
Говорят, «Левиафан» - фильм «злободневный», обнажающий значительные проблемы современного общества, его «раны». Но обнажать раны перед всеми - недостаточно для исцеления. Во всяком случае, для человека, который искренне любит свою Родину.
- Протоиерей Георгий Крылов: Пробовал смотреть [другие фильмы Звягинцева "Возвращение, Изгнание, Елена" - haron2010] снова - невозможно, все фильмы теперь отрыгаются Левиафаном
Любовь к фильмам не может не распространяться на автора. Как мне был симпатичен Звягинцев [...] Поругано чувство. Сам объект любви плюнул мне в лицо... Ну, ничего, утрусь. Не впервой... Нечего душу распахивать. Утрется ли Россия?
Для потребителя очевидно: от фильма плохо пахнет. Он просто пошл, безвкусен - и все.
Звягинцев: "На самом деле в фильме так, как оно есть на самом деле. Здесь нет [...] никаких преувеличений и никакого сгущения злонамеренного. Есть, наоборот, жажда, желание показать мир таким, какой он есть…" Для художника вот эта фраза - показатель смерти. Смерти именно художника - человек остается. [...]Значит умерла творческая интуиция, угасла Божественная искра. Пришла идеологема и уничтожила, раздавила интуицию.
Как глубок был мир Возвращения и Елены (а сколько точек соприкосновения с миром Тарковского и его Жертвоприношения!)? И вот, как слепой щенок - тыкаешься и ищешь подобного мира в Левиафане - а его просто НЕТ! Внешне все почти так же, а внутри - пустота.
Левиафан имеет, конечно, свой собственный внутренний мир (иначе не было бы фильма), но этот мир из-за очевидных «ляпов» стал предельно плоским и примитивным - как мир телесериала.
Сразу чувствуется идеологическая конъюнктура. [...] Откуда такие карикатурные и неестественные, неживые, предельно утрированные и стилизованные образы? Могу с уверенностью ответить - с либеральных информационных порталов. Это - диагноз. Представьте: гений Леонардо списывает свою Джоконду с обложки гламурного журнала…
Ко всему прочему это не просто прецедент - это обобщение. Автор неоднозначно говорит: такова вся Россия (как же нужно ненавидеть собственную страну, чтобы ТАК о ней сказать! - простите, к слову). Куда девалась многозначимость и недосказанность, психологическая и нравственная глубина предыдущих фильмов? Вместе с ней ушел и язык былого Звягинцева. Где бергмановская неторопливость, где застывшая камера, где потрясающая операторская работа? И мата раньше у Звягинцева не было, и обнаженки, кстати... А теперь стало все как у всех... Время отпевать.
Я и не предполагал, как мгновенно можно скатиться...
- Протоиерей Александр Пелин: В фильме «Левиафан» очень много мрака, какого-то нереального отношения к настоящему. Это не фильм-притча, но тогда что это? Фильм о чем? К сожалению, как мне кажется, при всем уважении к Звягицеву, этот фильм отбрасывает его в хаос желаний 40-летнего человека, который никак не определится со своими жизненными приоритетами.
- Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область): В общем, эта картина - достойное произведение искусства, и по-моему надо гордиться, что наш российский фильм получает международные призы, а не пытаться его раскритиковать или запретить.
- Священник Андрей Постернак, Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук: Очевидно, что картина получает мировое признание и такой резонанс в связи с политическим антуражем - нынче многие государства Россию активно не любят. И успехом своим фильм обязан именно спорному сюжету и тому, что картина представлена самой Россией на международных фестивалях. То есть Россия в качестве лучшей представляет работу, которая явно отрицательно изображает современные реалии, а сделана эта работа на государственные деньги.
Фильм оценивают не за художественные качества, а за то, что попал в модную струю.
Но кинематограф в наше время должен давать некоторое представление об идеалах, давать людям положительные эмоции, связанные с формированием определенных ценностей, культуры. А если идеалов нет, а только стремление угодить Западу - это прискорбно.
- Иерей Иван Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы: В «Левиафане» - расчет на зрителей, которые не знают истинной России. Я считаю создание и выпуск таких картин вредительством.
- Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска: По большому счету Звягинцев продемонстрировал только одну сторону медали. И поэтому фильм получился такой мрачный - в нем и тяжбы, и супружеская измена, и другие пороки. Создается впечатление ада на земле. Я смотрю уже третий его фильм, и все они мрачные. Видимо, человек так видит мир. Но я думаю, нашему Минкультуры следовало бы финансировать и другие фильмы - о милосердии, сострадании… Хороших сюжетов вокруг немало.
- Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии: Он сделан не для россиян, а для наших врагов и недоброжелателей. Снимать такое кино не запрещено, но почему мы должны за это платить?
- Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон: Он мне понравился. Фильм честный. Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нём указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьёзное врачевание
- монах Диодор Ларионов: В фильме Звягинцева нет никакой обиды для России, потому что показанная действительность, хотя она может быть и утрированна в некоторых моментах, касается не России, - она касается всякого человека, независимо от национальности и страны проживания. Европейские и американские режиссёры уже давно во множестве снимают подобные социальные драмы, и это свидетельствует о зрелости общества, в котором эти фильмы появляются. Но такого универсального размаха, как в «Левиафане», я всё-таки не встречал. «Левиафан» - это очень зрелый фильм. Это честный и ответственный, фильм о Боге и о вере. Это фильм о духовной реальности и о том, в каком отношении к этой реальности находится современный человек. Для меня этот фильм - праздник.
- иерей Александр Шрамко: Можно сказать, что идея фильма не о тотальной власти неправового государства и даже не о «негативах» церкви. Можно было бы назвать эту идею атеистической, но это будет не совсем точно, эта идея против Бога, но не отрицающая Его бытие, а показывающего Его не как Бога христианского, но как всевластное Зло, правящее миром, как могучего Левиафана, для которого люди только марионетки или отработанный материал. Все служат этому чудовищу, выполняя его волю.
Фильм «Левиафан» возвещает о разочаровании, и не только в «плохой» церкви, но и в вере и в Боге вообще.
- Протоиерей Вячеслав Перевезенцев: Фильм мне понравился, очень. [кроме этих слов, есть достаточно пространные рассуждения]
- Архимандрит Савва (Мажуко) «Левиафан» хорош уже тем, что дал повод для душеполезных разговоров и плодотворных споров. Спасибо Звягинцеву Андрею Петровичу.
Но есть еще один важный и принципиальный для меня момент. Дело в том, что искусство не только отражает действительность, но и творит ее. То, что натворил художник, отразится в реальной жизни, вызовет подражание, даже бессознательное. Такова чарующая сила искусства. Мне кажется, для современной России такие эксперименты, как фильм Звягинцева - непозволительная роскошь. Русский художник всегда стремился показать правду. Зачем ему это нужно-то было? Потому что правду скрывали, ее прятали, закрывали ей уста, умалчивали. Какую такую умолченную правду озвучил Звягинцев?
Людям нужно помогать, и мы все ждем этой помощи от искусства, ждем, что оно научит нас хорошему, покажет, как правильно, как по-настоящему. Мне приходилось сталкиваться и довольно часто с ситуацией, когда молодой человек грубил, был невнимателен, не потому что злой или неразвитый. Он просто не знал, как это можно по-другому, его никто не научил. Людям нужно помогать становится добрее, а не коснеть в озлобленности, в нравственной грязи. И художник имеет к этому самое прямое отношение. Есть ответственность художника перед своим народом.
- Игумен Спиридон (Баландин) Звягинцев пророчествует. ЭТО главное в фильме, а не панорамы величественного Севера, не водка из горла, не отношения адвоката с любовницей, не коррупция и не общий «реализм» происходящего. Главное - грядущий беспросвет царства антихриста. И Звягинцев мастерски его изображает. Да, от фильма плохо пахнет, но это не труп таланта режиссёра воссмердел, нет. Это запах серы, аромат нашего будущего, запах зверя.
После прочтения таких отзывов можно сделать следующие выводы: 1. Сообщество священнослужителей, РПЦ - неоднородно. Священники тоже люди, и тоже имеют своё мнение на происходящее вокруг. Кто-то охотнее об этом говорит, кто-то редко высказывается, но то, что нет реальной диктата мнения начальства на Нерелигиозные темы - факт. 2. Заметно, что большинство священнослужителей говорит НЕТ этому фильму, отказывая ему в истинности, честности, искренности, общий тезис - "от фильма плохо пахнет". Вместе с этим - не отрицают, как это расписывают люди, которым понравился фильм, его права его существования или проблем, затронутых в нем. И это верно, так как запретом с идеей или продуктом культуры бороться невозможно. Идеей борются с идеей, с конструкцией - деконструкцией и пр. Потому священнослужители порой детально и скрупулезно разбирают, что и почему им не понравилось в фильме, в его посыле. 3. Виртуальное общение священников посредством статей и интервью, как в большинстве случаев подобного общения, является набором монологов с ответом по 1, максимум 2 пунктам тезисов оппонента, а чаще - не ответ на его речь, а просто монолог, выдача своих тезисов на-гора. 4. Отдельно вынесу такой тезис (который здесь, собственно, раскрыт мною не будет, но его своим примером явят нам сами священнослужители) : Мнение некоторых священников и многих людей, согласно которому православному не дОлжно касаться каких-либо политических действий - не поддерживается другими священниками. Само выступление в печати этих священнослужителей, монахов - уже участие в общественной деятельности, а учитывая политическую заинтересованность фильма, - и в политической деятельности. (эту тему надеюсь раскрыть отдельно в будущем)