Прославление ничтожества. "Дезертиры всех стран, соединяйтесь."

Sep 16, 2014 14:34

Одной из узнаваемых черт новейшего времени стало прославление в произведениях культуры антигероев - людей с отрицательными качествами, отрицательными чертами характера, отрицательными поступками. Конечно, их "приправляли" для удобоваримости человеческими чувствами, иначе бы сводки криминальной хроники были бы, и в таком, полуприкрытом виде выпускают на публику.

Не пощадила эта мода ни театр, ни телевидение, ни музыку...

Оригинал взят у akardapolov в Дезертиры всех стран, соединяйтесь? Пока не поздно??

Тема национального предательства будоражит умы отечественной творческой интеллигенции. И вот, один из представителей, так сказать, авангарда: режиссер, из культурной столицы(!) прибыл в Екатеринбург ставить спектакль по мотивам «Швейка». Все бы ничего, но главной идеей постановки, творец выбрал тему прославления дезертирства - суть предательства. Оказывается, герой нашего времени - дезертир!

Итак, по порядку, по сути того, что вещает нам «средненький» режиссер из Петербурга, г-н Анатолий Праудин:

В обществе регресс, начинает журналист Ксения Дубичева, и, задает вопрос - как вы будет общаться с публикой, которая, мягко говоря не готова к этому? На что бравый режиссер А.Праудин ничтоже сумняшеся отвечает - знания предмета не требуется. Мы возьмем настроения некой немногочисленной группы граждан нашего общества ("той, которая понимает что сегодня происходит") и устроим междусобойчик на тему предательства.​Вопрос: Как вы решились приступить к инсценировке этого нетленного произведения? В расчете, что поколение, которое могло достаточно долго поддерживать диалог цитатами из этой книги уже вымерло?

Анатолий Праудин: Речь не о расчете на аудиторию, которая знает Швейка, а о той, которая понимает, что сегодня происходит. Сейчас, наверное, все так или иначе озабочены тем, что мы стоим на пороге войны, возможно, последней большой войны в истории человечества. И я, хоть и средненький режиссер, считаю своим долгом высказаться по этому поводу. Роман Гашека - роман антивоенный, с совершенно новым героем мировой литературы - законченным дезертиром. И главная мысль этой книги и нашего будущего неказистого спектакля: только дезертир может спасти мир, а никакая не красота. Так что дезертиры всех стран соединяйтесь, пока не поздно.

Режиссер признает, что мы на пороге 3 мировой войны, что ситуация критическая - но, как настоящий "патриот", считает, что действовать надо аналогично настроениям этой немногочисленной группы нашего общества - а именно: а)дезертировать и б)заниматься саботажем.
Вопрос: Как же дезертир, по вашей формулировке, успеет спасти мир, если и он погибнет?
Анатолий Праудин: Но до этого он еще способен много чего напортить и сильно затормозить процесс. Может быть, войска просто не доедут друг до друга, а как-то растворятся в пути. И даже если армии соединятся, они будут в таком деморализованном состоянии, что войны, глядишь, и не получится. Но для этого надо очень много работать - заниматься подрывной деятельностью с обеих сторон.

Журналист Ксения, пытается вытащить режиссера из предательской позиции. Но не тут то было - «Остапа», как говорится, понесло.
Вопрос: Получается, что пацифист - герой нашего времени?
Анатолий Праудин: Не пацифист - дезертир. Пацифист - это человек идейный, а дезертиру надо только одно, точнее, три: пиво, девчонки и хороший футбол. А до ваших пацифистских идей ему, как говорил трактирщик... Пацифист высказывается открыто и с заведомым результатом: его поймали, арестовали, посадили. В отличие от него дезертир исправно идет на призывной пункт, но шиш ты его заставишь сделать что-нибудь полезное. По принципу итальянской забастовки: ничего не работает, потому что обязательно какой-нибудь гвоздь не будет вбит. Пацифист, который выходит на площадь, - это бессмыслица, они только людей смешат. Реально остановить все может тот бравый солдатик, который не подковал лошадь - и все рухнуло.

Режиссер занимается прославлением антигероя, такое впечатление что вернулись 90-ые, когда наиболее популярными были профессии киллера и проститутки. Сейчас, да будем в ладу со временем, и выберем себе нового антигероя - дезертира. А потом, на голубом глазу, коллективный Праудан удивляется и хлопает себя по ляжкам - культурный уровень де народа низкий, грязь и мусор повсюду. Чему удивляетесь-то? «Вы и убили-с».  Ну и конечно, режиссер очень жестко прошелся по позиции явных противников войны, так называемых «пацифистов», мол глупость это - открыто высказывать свою позицию. Нужно действовать по другому: залечь на дно и потом, когда придет время - саботировать и предавать. Идеологическая полемика с Макаревичем видна невооруженным взглядом.

А вот результат погружения в материал уважаемого режиссера, после поездки из Праги в Галиции и обратно: "Из романа мы отбирали эпизоды, которые формируют нужный нам пафос: да здравствует дезертир!"

Перед нами пример того, как действует концепт деконструкции в постмодернизме:

Наиболее ярко это, видимо, выразил Жиль Делёз, описывая свой подход к расшифровке смысла философских текстов: «Я вообразил себя подходящим к автору сзади и дарующим ему ребенка, но так, чтобы это был именно его ребенок, который притом оказался бы еще и чудовищем. Очень важно, чтобы ребенок был его, поскольку необходимо, чтобы автор в самом деле говорил то, что я его заставляю говорить».

Швейк Гашека - это шут, высмеивающий милитаризм Австро-Венгерской империи, антивоенный пафос произведения направлен против бессмыслицы Первой Мировой войны (см. Вторжение бравого солдата Швейка в Мировую войну). Швейк А.Праудина - это антигерой, который саботажем и предательством сможет остановить войну. Перверсивный идеал и деконструкция нормы. Война с идеальным в культуре и СМИ. Вот что это такое.

Анатолий Праудин: Наш герой тихий. В жизни все мы такие. Только нам духу не хватает, боимся наказания. Повторяю еще раз: мы от Гашека отличаемся только отсутствием смелости. Трусим, хотя, если честно, кроме пива, девчонок и хорошего футбола нас тоже ничего не интересует.

Что по поводу иронии, еще до прихода постмодернизма, гениально предвидел Блок в своем одноименном произведении:Самые живые, самые чуткие дети нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным врачам. Эта болезнь - сродни душевным недугам и может быть названа "иронией". Ее проявления - приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается - буйством и кощунством.

Вопрос: Сам роман ироничен, вы будете иронизировать еще пуще?
Анатолий Праудин: Еще пуще не получится: с романом соревноваться бессмысленно, он прямо-таки заходится в иронии. Мы создаем свое произведение, которое, может быть, и к роману-то имеет только чисто внешнее отношение.
Вопрос: Кроме имен героев что-то сохранится от первоисточника?
Анатолий Праудин: Некие сюжеты, перенастроенные на линию швейковской борьбы за то, чтоб остаться в тылу, чтоб найти теплое место в эшелоне - а не получается.

Давать площадку выразителям чаяний радикальной части элиты, настроенной на откровенное предательство, и транслирующей свои идеи в народные массы в такой критический момент - есть прямой путь к поражению в "холодной" войне.

Само интервью http://www.rg.ru/2014/09/10/reg-urfo/shveik.html

Искусство, Екатеринбург, Театр, Культура, Война с Культорой

Previous post Next post
Up