Вчера продолжили расходовать билеты, подаренные на НГ (и это еще далеко не конец. Впереди еще два спектакля).
Попасть на "Варшавскую мелодию" в Интерьерный театр хотела давно. Но там совсем маленький зал, мест пятьдесят, наверное, а спектакль очень хороший, и билетов вечно нет. Мама запомнила, что я хотела туда еще в прошлом сезоне, и как-то исхитрилась все-таки достать места.
Сама пьеса Зорина - легендарна. Даже сейчас ее можно посмотреть в десятке театров города, ее ставят и ставят, и вряд ли скоро перестанут. Самая известная постановка за все время, конечно, И. Владимирова с Алисой Фрейндлих в главной роли (1967). Но мне как-то до сих пор удавалось обходить "Варшавскую мелодию" стороной. Ей-богу, даже не знала, чем заканчивается история; только знала, что про любовь.
Действие захватило с первой минуты. Всего два молодых актера, неизвестных мне, причем женская роль явно ярче и объемнее, чем мужская (говорят, что в МДТ так же: Данила Козловский заметно уступает Уршуле Малке, хотя с его харизмой это странно). Я не знаток актерских технологий, но думаю, что играть на столь крошечный зал, где ты в пяти метрах от зрителей, нужно как-то по-особенному. Тише, тоньше, филиграннее. Меньше позы и жеста, больше мимики и нюансов. Так вот, даже не знаю, как такое возможно, но Анастасия Салова (Гелена) - вовсе не играла. Честное слово, я сидела во втором ряду и все видела. Она просто два с половиной часа жила на наших глазах. Иногда было ощущение, что мы смотрели в замочную скважину. То явное усилие, которое приходится делать в любом, самом лучшем театре, чтобы абстрагироваться от условности происходящего - здесь его не было. Вообще.
Вечером мама позвонила, чтобы узнать, понравилось ли нам. На мои жаркие восторги спросила - что, а как тебе показалось, это все еще актуально? Когда мама видела тот старый спектакль с Фрейндлих, пьеса имела острое социальное звучание - ведь главные герои не смогли быть вместе, так как в СССР после войны были запрещены браки с иностранцами. Мол, это им помешало и, фактически, сломало обоим жизнь. И вот как я считаю, смотреть про это до сих пор интересно?
Я глубоко удивилась маминому вопросу. Тема запрета на брак прозвучала в спектакле очень вскользь - ну просто как одно из обстоятельств. Я даже не особенно обратила на это внимание. Парадигма "человек в жерновах государства", видимо, если не умерла совсем, то сильно ослабела в реальности последних десятилетий. То, что изначально имел в виду Зорин, просто вообще не очень значимо для зрителя 2016 года. Зато я обратила внимание на другое. Предположим, не расстаться героям было совсем никак невозможно, так бывает. Но они же ведь, расставшись, десятилетиями носили каждый в своей душе иллюзии и картинки альтернативной реальности - и, в итоге, оба не смогли построить нормальную жизнь. Не жили они свою жизнь, то есть. А встретившись через много лет, пришли к закономерному разочарованию - причем и другим, и собой. А время ушло безвозвратно.
Для меня эта история оказалась про "уходя - уходи". Про то, как важно честно и полностью заканчивать отношения. Про то, что никакие оправдания про обстоятельства непреодолимой силы - не работают. И, кстати, про то, что закончить отношения никогда не поздно.
Вот страница спектакля на сайте Интерьерного театра:
http://www.spb-ith.ru/melodia PS А вот что сказал сам Зорин в одном из интервью: "Главное - это тема обречённости. Любовь обречена, потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком. И, сделав свою работу, оно удовлетворенно потирает руки над вашим прахом и над прахом вашего чувства. И два человека, когда они, наконец, встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соединяться".
PPS В Интерьерном театре просто прекраснейшие детские спектакли, мы видели с Ромкой
"Кот в сапогах" и
"Красная шапочка", в обоих играет та же актриса, Анастасия Салова. Меня еще тогда. Два года назад, поразило, насколько там качественно, в высоком театральном смысле, сделаны постановки для детей. Очень рекомендую для детей от 4 до 7-8 лет.