...

Feb 15, 2012 23:23

Я не знала, собственно говоря, чего ждать. Мне пришлось выслушать мнение, что человеку, который родился в Петербурге, смотреть в Париже особенно нечего. Но также я слышала и восхищенные отзывы. Мама активно рекламировала Дефанс и Орсэ, Лидер велела обязательно пойти в Лувр, Кленов запугал сложностями в Шарль-де-Голле..  в общем, мнений было предостаточно. Программы мы никакой не составили, решили, что пойдем, куда глаза глядят, по музеям ходить не будем, ибо некогда.


Никакого целостного представления о городе, думаю, у меня не получилось. То, что вышло - одни эмоции, то, что было неожиданным для меня и поразило, что было другим вопреки ожиданиям. Перечислять буду в порядке поступления )

Полет и все, что с ним связано, стало довольно сильным впечалением. Я не летала много лет никуда, и уже совсем забыла это состояние восторга, когда самолет отрывается от земли и немного закладывает уши. Вообще, состояние вострга настигло меня во время поездки дважды: в полете первый раз, и еще когда я вошла в Нотр-Дам. Это был восторг перед тем, что может и что делает человек! На что он способен. Это было очень сильное чувство.



За бортом - Куршская коса, Литва.

Шарль-де-Голль действительно огромен - я и предположить не могла, насколько. Он находится за городом и сам представляет собой большой город, между частями которого передвигаются на специальном шаттле. Только вот уровень продуманности там такой, что, честно говоря, не знаю, как кто-то (даже такой ммм... задумчивый, о!) как Женя, мог там настолько заблудиться, что даже опоздал на самолет. Логистика продумана блестяще, все очень ясно и понятно, наглядно. Конечно, минимум анлийского языка требуется, но действительно только минимум.

Второе яркое впечатление - количество, политкорректно выражаясь, афроамериканцев. Да, я знала, что в большинстве европейских столиц их много. В Берлине вот, например. Как раз накануне читала пост про некий ливанский сквот в Париже, где живет несколько тысяч черных человек. Но чтобы столько! Их там, прошу прощения, по ощущениям - около половины! В подземке так подавляющее большинство. Этнические парижане на их фоне смотрятся бледно и одиноко. Чувствуют афроамериканки/цы себя там совершенно дома и в своей тарелке. Я все пыталась уловить на лицах белых парижан какое-нибудь чувство сродни нашему "понаехали тут", но так и не уловила. Наверняка, во Франции, которая в массе своей настроена весьма антиглобалистки, есть и свои Костомукши, где черных не любят - но у меня сложилось впечатление, что, наверное, это где-то в провинции, а не в Париже.

Теснота парижских комнат, квартир, номеров в отелях, студий - бросается в глаза в любом отзыве о жилье в Париже. Наш номер действительно был общей площадью с мою кухню, максимум. И все варианты за эти (да и за бОльшие) деньги были не обширнее, чем 12 квадратных метров. Видимо, просторное жилье не входит в понятие парижан о комфорте. К слову, 90% домов имеют мансарды и мансардочки (некоторые не больше домика Карлсона). На крышах многих домов растут садики, почти все балконы непременно оборудованы деревьями в кадках. Деревьев на земле исчезающе мало... представляю, как там жарко и неприятно летом.

На очереди - песнь о багете. Наше океевское ватное нечто с добавлением сахара и крахмала имеет с французским багетом не больше общего, чем интернациональные панкейки с нашими масленичными румяными красавцами. Настоящий багет имеет довольно плотную корочку, пористое и даже дырчатое нутро. Дырчатое, скорее, да. Из того, что нам доступно, на багет больше всего похожа по вкуса чиабатта, хотя структура у нее другая. Настоящий багет должен печь какой-нибудь прекрасный молодой булочник, который не глядя припыливает мукой огромный стол и швыряет на него кус теста килограмма в три. Все это происходит на глазах у изумленной публики, которая сидит за стеклом буланжери в той ее части, где продают свежую выпечку. Хотя вру - изумленной публикой можно было назвать только нас, так как для парижанина весь этот процесс нормален и естественнен, привычен с детства. А что, бывает как-то по-другому?

Мы видели ту самую знаменитую очередь человек из 30-ти парижан воскресным утром за свежим хлебом и круассанами. Так и видятся заголовки советской прессы: "Парижане стоят в очереди за хлебом!" Таки да, стоят. А в дальних углах магазинов типа наших "Дикси" пылятся несколько наименований промышленного хлеба в вакуумной упаковке (видимо, покупают редко). И вправду, на фоне все этой хлебопекарной буланжерийной роскоши есть американский тостовый хлеб, по меньшей мере, странно.

Не могу не спеть припева и о прочей выпечке и кондитерии - она невыразимо прекрасна там (ну простите, простите, я просто неравнодушна как к процессу, так и к результату). Огромное количество и разнообразие слоеных плюшек и десертов поражает воображение даже жителя постсоветского Питера (а у нас, я считаю, не так плохо с этим делом): я видела знаменитый яблочный пирог-перевертыш, который так любит Ирина Чадеева (татэн), ела настоящий крем-брюле, песочные тартинки со всякими кремами, ягодами, фруктами... Ох, остановите меня.



На ценнике было смешно написано по-английски "upside down cake". Обязательно попробую его приготовить снова.

Теперь о высоком. Вот о том, что жителю Питера в Париже будет нечем поразиться.
Лично для меня это оказалось неправдой. При всей своей одноцветности (а он выстроен из какого-то ракушечника темнопесочного цвета ВЕСЬ), Париж во много раз пышнее и даже, я бы сказала, помпезнее Петербурга. Чего там не жалели, так это места. Там везде очень просторно - при том, казалось бы, огромном количестве туристов, которое туда приезжают, там их нигде как бы и нет. Площади - огромны, неохватны. Дворцы - высоки и опять огромны. Соборы - можно потеряться. Бульвары широки, набережные тоже, они даже двойные. Единственное, чего там мало - это садов.




Подавляющее количество архитектуры, кроме откровенной и древней готики, я бы определила для себя как махровое барокко. Представьте себе такого как бы Растрелли, но увеличенного по всем осям координат, с еще бОльшим количеством завитушек и лишенного голубого и золотого. Тот же, если не более, барочный эффект, но только в камне, а не в штукатурке. Впечатление потрясающее, сильное, неожиданное.



Гранд Палас, выставочный комплекс, построенный на рубеже 19 и 20 вв.



Самый помпезный мост из увиденных - как ни странно, мост Александра III

Сильнейшее архитектурное потрясение - башня Сен-Жак. Своей фотографии внятной нет, поэтому добавлю чужую. Нотр-Дам мало впечатляет снаружи (он какой-то неказистый, мне даже по фотографиям так раньше казалось), но внутри это целый мир, пронизанный разноцветными лучами света, пробившимися через витражи, и звучанием органа. Нам повезло, мы попали на время, когда там проходил концерт. Еще одно потрясение, предсказуемое - что, все эти люди, которые там похоронены, действительно существовали? Пьер Де Гонди, другие кардиналы, Декарт? Не представляю, что со мной было бы в Сен-Дени, усыпальнице французских королей.



Нотр-Дам с более впечатляющего ракурса - со спины


Органист.
Скажу в скобках, что сколь я не пыталась расширить границы своего восприятия, для меня с десяти лет и, видимо, уже навсегда, Париж - это Дюма. Поэтому мое сердце замирало от того, что улицы Вожирар или Феру до сих пор существуют, и вот оно аббатство Сен-Жермен Л’Оксеруа, на пустыре рядом с которым на дуэли дрался Д’Артаньян. И такого было много. Понт-Неф, который как назвали Новым уже во времена Людовика XIV, так и до сих пор называют, украшен конной статуей моего любимого Генриха Наваррского, вероотступника, объединителя королевства и дамского угодника, если не сказать больше. И он, как выяснилось, тоже существовал в реальности. Это меня до сих пор удивляет…



Отмахав полпарижа пешком, к Тур Д’Эффелю мы несколько притомились и подниматься на него не стали. Вот там впечатляющее количество туристов, все непрерывно фотографируются, это все понятно. Удивило только то, что под ногами башни можно с легкостью пометить пару футбольных полей. Там находится куча заведений и большой сквер с прудом. Еще один город в городе. И там мы все-таки сделали единственную фотографию в стиле «я на фоне» - по просьбе Кирилла, которому очень хотелось такую карточку получить. И даже брелок ему купили :-)



Вот, пожалуй, все самое яркое. Из всего увиденного странное впечатление оставил лишь сад Тюильри, пыльное пустое пространство, заполненное мраморными скульптурами вперемешку с детскими площадками и современными бронзовыми абстракциями. Остальное все было прекрасно. Или это я так непритязательна?

Надеюсь, мы еще туда вернемся, и не на два дня. Ведь столько осталось недосмотренного, непрочувствованного, непопробованного.

путешествия

Previous post Next post
Up