КАРЕЛИЯ-2015. Автомобильное путешествие вокруг озёр Ладожское и Онежское. Часть II

Jul 07, 2015 22:37

Первые три дня путешествия ЗДЕСЬ.

ДЕНЬ 4
Эту часть путешествия можно смело озаглавить "Гирвас. История одной ГЭС", потому что все три точки, которые мы посетили в четвёртый день были связаны с посёлком Гирвас и расположенной на его территории Пальеозёрской гидроэлектростанцией.

Если ехать по трассе Кола, то поворот на Гирвас будет по левую руку. Дальше начинается, прямо скажем, хреновая дорога. Вообще, действительно хреновых дорог в Карелии много. Не раз было, что мы ехали по абсолютно гладкому полотну километров 50, после чего внезапно (!) начиналась такая стиральная доска, что даже внедорожники вынужденно снижали скорость. И так километров 20 на скорости 20-50 км/ч. Потом опять хорошая дорога, а затем опять хреновая. Справедливости ради стоит упомянуть, что ситуацию власти действительно пытаются исправить: по пути не раз попадались ВАДовцы. Такое ощущение, что дорогу ремонтировали аккурат перед тем, как мы по ней проезжали - темпы у них хорошие. В общем, годика через два, думаю, все основные шоссе в Карелии будут пригодны хоть для легковушек, хоть для роликовых коньков с лыжами.

Поор-порог

Собственно, по хреновой дороге мы доехали до первой точки - Поор-порога.






Тут надо сделать небольшое отступление и рассказать, почему Гирвас - это круто. Посёлок получил своё название от вулкана Гирвас, на котором он и располагается. Вулкан этот очень старый (более 2 млрд. лет), а потому невысокий. Когда речь заходит о вулканах мы представляем себе огромную гору, клокочущее жерло, полное лавы и т.д.. Здесь этого, увы, увидеть нельзя, т.к. Гирвас образовался благодаря т.н. покровному (трещинному) вулканизму исландского типа (другие источники говорят, что вулкан наоборот был весьма внушителен - порядка 3 км. в высоту - однако ледник, которому мы, в том числе, обязаны образованием Ладоги и Онеги, хорошо потрудился над вулканом, практически полностью стерев его с лица Земли). Ну что тут ещё добавить? Живешь столько лет в Питере, а потом бац (!) - оказывается, что у тебя вулкан под боком, а ты ни сном ни духом! Круто ведь!

Несколько фотокарточек с Поор-порога.






Видите этот жалкий ручеёк на фото ниже? Раньше, до строительства Гирвасской плотины и Пальеозёрской ГЭС, тут протекал мощный поток, а теперь вот...






Это круглое отверстие скорее всего осталось после взятия пробы породы какими-нибудь вулканологами.




А это водоудерживающая плотина, построенная для нужд сплавки леса вниз по реке Суна. Насколько я понимаю, она призвана повышать уровень воды в русле, чтобы брёвна по нему могли с лёгкостью плыть вниз по течению. Используется ли она сейчас по назначению - не думаю...






Замечательно место, просто отличное, интереснейшее место! Если вы будете проезжать мимо и не заедите хотя бы на полчаса - вы совершите просто огромную ошибку.

Гирвасская плотина

Эта плотина ограничивает ход воды в реке Суна, направляя его в рукотворный канал Пионерный, откуда вода и попадает в Пальеозёрскую ГЭС. К сожалению, фотографий с другой стороны плотины у меня нет, но они легко гуглятся в интернете. Этой плотине мы обязаны исчезновение ещё одного водопада - Гирвасского. Кстати, некоторые называют Гирвасским водопад, о котором я ещё буду писать после - это неверно. Настоящий, всамделишный Гирвасский водопад теперь находится на дне реки Суна, и увидеть его мы сможем лишь на старых фотографиях.



Пальеозёрская ГЭС

Побродив по местности и перекусив мы двинули к главной точке интереса на сегодня - Пальеозёрской ГЭС. Построена она была в 1954 году. Является частью каскада Сунских ГЭС, который питает энергией Петрозаводско-Кондопожский промышленный узел.



источник фото



Дивное по своей красоте место, хотя со стороны таким не кажется. А всё дело в том, когда в это место попасть. Нам вот, судя по всему, невероятно повезло, и вот почему. На двух следующих фотографиях водоотводящий канал во время спуска воды и сразу после. Почувствуйте разницу!






Мало что удалось найти в интернете относительно водосброса на этой ГЭС. Штатно он вроде бы происходит только весной, когда воды накапливается чересчур много. Никакого общедоступного расписания нет. Где-то пишут, что сбросы происходят несколько раз в течение весенних месяцев, где-то упоминают про один-единственный сброс воды. В любом случае, считаю, что нам действительно улыбнулась удача, раз мы незапланированно лицезрели такую красоту.















Действительно, после того, как шлюзы были закрыты и вода прекратила свой бег всяческий интерес к месту пропадает - смотреть практически не на что. Бонусом прикладываю кривыми руками снятое видео с ещё полноводным потоком.

image Click to view


На этом приключения четвёртого дня почти заканчиваются. Мы направились в город Медвежьегорск, рядом с которым расчитывали найти место для ночёвки с палаткой. Увы, сделать этого нам не удалось... Заметка на будущее: уделять больше времени на поиск мест возможной стоянки! В Карелии, как ни странно, выбор не большой. Ну, а нам пришлось останавливаться в гостинице "Малая Медвежка", что на окраине города. Место приятное, 3000 за трёхместный номер со всеми удобствами - самое оно для усталого путника!

ДЕНЬ 5
Утро пятого дня выдалось просто замечательным! На пляже гостиницы ни души, хотя погода позволяет хоть целый день нежится на шезлонге под лучами умеренного северо-западного Солнца...









Но время не ждёт. Позавтракав, мы первым делом решили посетить Медвежьегорский укрепрайон, расположенный прямо в черте города.

Замо́к Кархумяки (Укрепрайон Медвежьегорска)

Историческая справка:

Участок линии укреплений Масельского долговременного рубежа, выстроенного финнами в период 1942-1944 годов, называется замок (узел) Кархумяки. Общая длина основного рубежа укреплений Масельской позиции между Повенецким заливом Онежского озера и Сегозером достигала 40 км.
Замок Кархумяки представляет собой систему круговой обороны, охватывающую группу высот к западу от Медвежьегорска. Главная линия обороны ориентировалась в сторону фронта и формировалась системой долговременных сооружений, в то время как тыловая решалась средствами исключительно полевой фортификации. По фронту весь комплекс занимал около 5,5 км, в глубину - от 0,5 км (на флангах) до 2 км в центре. Получалась фигура, отдаленно, напоминающая вытянутый ромб.

источник
Четких координат у нас не было, были лишь смутные предположения. Обычно, когда дело обстоит таким образом, ничем хорошим это не заканчивается. Вот и в нашем случае получилось не очень круто, т.к. хоть каких-нибудь укреплений мы не нашли. Признаюсь, тут сыграли свою роль и лень и всё сильнее припекающее Солнце, но в первую очередь плохая подготовка. Я даже не знал, что укрепления находятся в нескольких местах, что они не локализованы в одной точке на карте! Что ж, будет урок на будущее. Оставив посещение укрепрайона на следующую поездку по Карелии, мы двинули дальше - в Сандормох.

Мемориальное захоронение Сандормох

При входе на территорию захоронения установлен памятник



Информационный стенд.



О том, что тут происходило достаточно подробно описано здесь. Больше сказать нечего... Вот лишь несколько фотокарточек.









Музей Беломор-Балтийского канала в п. Повенец и сам канал

Так уж получилось, что в этот день многие посещённые (или почти посещённые) нами места были связаны с очень печальными страницами истории СССР. Русско-финская война, захоронение репрессированных в 37-39 гг., а теперь вот музей ББК и сам канал (а далее нас ждало ещё и братское захоронение солдат Красной Армии).

Музей расположен в посёлке городского типа Повенец по ул. Ленина д. 26. Уже и не помню, что там ещё есть, видимо, какое-то административное здание. А музей занимает всего одну аудиторию, но посмотреть там есть на что!



Извиняюсь за качество - панорамная съемка на телефоне не самая лучшая... Конечно, это не такой музей, к каким привыкаешь, живя в Питере. Музеем такое и не назовёшь, так, экспозиция. Но главное ведь не вещи - главное смысловое наполнение. А тут с этим полный порядок: на огромном столе лежит полная и подробная карта ББК, на стенах развешены вехи истории канала в хронологическом порядке, представлены использованные строителями предметы труда и быта.



Очень позитивные воспоминания от общения с экскурсоводом (а по совместительству с смотрителем и директором музея). Увы, не помню имени этой женщины, но историей она пропитана очень сильно. Грех проезжать мимо и не попасть в это место.

А буквально через километр можно посмотреть на шлюз №2 Беломор-Балтийского Канала. Посмотреть, но не поснимать, т.к., если верить предупреждающим табличкам, съемка тут запрещена, а охрана осуществляется силами МВД РФ. Сделал пару фото украдкой. Ниже видна относительно новая церковь Николая Чудотворца и кусочек канала.




А это другая сторона. Виден краешек административного здания. Дорога, на которой стоит жигулёнок, ведёт "вниз" вдоль канала к другим постройкам.




Памятный камень в честь окончания прокладки Осударевой дороги.




Братское захоронение солдат Красной Армии

Примерно в 10 км. от Повенца расположено братское захоронение солдат Красной Армии с внушительным памятником. Посмотрели, почитали, постояли...







Деревня Чёлмужи и Богоявленская церковь

Нечаянно-негаданно заехали в эту деревеньку по пути в Пудож, где мы решили остановиться в гостевом доме. Место, скажу я вам, просто замечательное! Эта деревня оставила о себе самые приятные воспоминания. Был в ней какой-то... дух что-ли... тот самый деревенский дух, который должен присутствовать в любой уважающей себя русской деревне. Мы не заметили следов распада и деградации: мусора нет, оставленных домов практически не встретили, пьяницы под заборами не валялись. А пейзажи! В самой деревне я не снимал, но на окраинах виды открываются просто изумительные!









За деревьями виднеется Богоявленская церковь - памятник деревянному зодчеству карельских мастеров. Она была построена в 1605 году. В 1614 царь Михаил Фёдорович пожертвовал для церкви древнюю икону с изображением Спасителя и Божией Матери. К сожалению, сейчас она, вроде как, утрачена.



По традиции вокруг церкви располагается деревенское кладбище. Здесь лежит не одно поколение Чёлмужцев. От всего вокруг веет стариной, основательностью и рачительным отношением к предкам. Вот здесь можно почитать очень интересную и познавательную статью про данную церковь.



К сожалению, попасть внутрь мы не смогли - было закрыто (хотя в замке был оставлен ключ, что, как мне кажется, свидетельствует о большом доверии служителей церкви к местным). Возможно, в следующий раз...




ДЕНЬ 6
Предыдущий день закончился в городке Пудож, в гостевом доме на берегу реки Водла. Про Пудож могу сказать мало, т.к. были в нём проездом. Насколько я понял, тут немного точек интереса для туристов. Зато огромное количество всяческих гостиниц и гостевых домой. Дальнобои и просто проезжающие мимо, скорее всего, делают большу́ю часть ВВП Пудожи. А, вот, вспомнил! В небольшом лесочке, что раскинулся прямо напротив окон гостевого дома, полночи охрененно пели соловьи - вот, пожалуй, самое лучшее воспоминание =)

К сожалению, на этом мы вынуждены были окончить наше путешествие. Да, вот так резко я обрываю рассказ, увы... Дело в том, что следующая наша точка - мыс Бесов Нос - абсолютно недоступна для легкового транспорта (о чём я с досадой узнал уже во время поездки). Конечно, туда можно доплыть по реке на лодке, однако это стоит... В общем, не было у нас с собой таких средств (3-4 тыс. руб.), и так уже сильно потратились.

В общем, остаток пути до Питера (чуть меньше 600 км.) мы проехали за один день. Тяжело было, но не слишком. Зато теперь любая поездка на час-два кажется почти мгновенной =)

Итогов подводить не хочу, и так понятно, что было классно. Есть желание съездить ещё. Думаю, в следующий раз выберем маршрут покороче, но сделаем его более насыщенным. Например, поисследуем территорию между Ладогой и Онегой - уверен, там полно интересностей!

люди, отчёт, природа, птицы, архитектура, фотография, животные, Карелия, путешествие

Previous post
Up