Как сообщает турецкая газета Sabah со ссылкой на заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, правительство было заранее проинформировано о предстоящих провокациях в Турции. По его словам, акции протеста в Турции связаны с внешними силами.
Но с какими? Ответа нет. В то же время он добавил, что среди организаторов акций протеста в стране есть представители террористических группировок, которые организовали нападение на посольство США в Анкаре.
Речь идет о терактах в марте 2013 года в столице Турции. Ответственность за эти акции взяла левая террористическая организация «Революционная народно-освободительная партия-фронт» (DHKP-C). Но тогда Эрдоган заявил, что эти взрывы связанны с делом «Кувалда» и организацией «Эргенекон», то есть с военными, основной целью которых считается подготовка военного переворота. Затем появились сообщения, что спецслужбам удалось предотвратить покушение на Эрдогана, когда они задержали боевиков, у которых были обнаружены картосхемы дома турецкого премьера, а также снимки домов судей и прокуроров. После нападения террориста-смертника на посольство США в столице Турции Анкаре 1 февраля 2013 года DHKP-C выступила с заявлением, назвав следующей целью турецкого премьера.
Одним словом, на главу турецкого правительства была осуществлена настоящая охота, его постоянно держали в нервном напряжении. Но вывести на улицы турецких городов сотни тысяч протестующих, многие из которых являются представителями среднего класса, ни она, даже самая сильная разведка, не в состоянии. Анкара запуталась: чувствуют фактор присутствия в протестном движении внешних сил, но не в состоянии его идентифицировать - разброс от левацких группировок до « Аль-Каиды». Газета Hurriyet сообщила, что турецкие власти задержали 11 граждан иностранных государств, подозреваемых в подстрекательстве и поддержке антиправительственных протестов в стамбульском парке Гези и на прилегающей к нему площади Таксим. Среди них - четверо американцев, два британца, два иранца, два француза, а также индиец, немец и грек. Но каких-либо доказательств противоправной деятельности пока не представлено и вряд ли они появятся.
На наш взгляд, все значительно сложнее. Что такое сегодня Турция с точки зрения геополитики? Как пишет The National Interest, Турция - важная союзница Америки, у которой на Ближнем Востоке есть ряд ключевых интересов. Это диалог Анкары с Курдской рабочей партией, примирение с Израилем, гражданская война в Сирии, социально-политические проблемы и вопросы безопасности в Ираке, а также иранская ядерная программа. Но у Турции нет продуманной и просчитанной региональной политики, выстроенной с точки зрения технологии достижения поставленных целей. Она не может контролировать регион, ее дипломатия, как не раз отмечало ИА REX, демонстрирует относительно эффективную работу при осуществлении простых комбинаций, но проваливается на длинных дистанциях.
Причин множество, как объективного, так и субъективного свойства. Главная - в том, что на каждом шагу Эрдоган сталкивается с баррикадами национальной истории, преодолеть которые можно было только при создании какого-то гибрида вестернизированного общества с реанимированным так называемым «новым исламом». Не получается. Сюрпризом для Анкары стало то, что на этапе ее широкомасштабных региональных маневров США стали менять свою политику на Ближнем Востоке, выставляя всё же Израиль, а не её, в качестве своего главного союзника в регионе. Эту парадигму и пытался сломать Эрдоган, когда посылал в Газу известную «Флотилию мира», которая была встречена израильским спецназом.
Достаточно вспомнить и его попытки выступить посредником в урегулировании отношений между Западом и Ираном по его ядерной проблеме, или его активнейшую вовлеченность в проблемы так называемой «арабской весны» - в целом, и в сирийский кризис - в частности.
В конечном счете Турция все равно оказывается в фарватере политики США. Даже сценарий решения курдской проблемы, как считают многие западные эксперты, был разработан не в Турции. Парадокс в том, что Эрдоган, разыгрывая курдскую «карту», одновременно пытается заручиться поддержкой курдов на предстоящих президентских выборах в 2014 году, с другой - бросает открытый вызов кемалистам и националистам, переводит свою страну в эпоху смуты. А смута, как показывает история многих государств, никогда не обходится без вмешательства внешних сил, которые не прочь половить рыбу в мутной воде.
Но Таксим ставит перед Вашингтоном выбор: «сдавать» или «не сдавать» Эрдогана, если сдавать, - то как, поскольку допущенные им серьезные ошибки в ходе во внутренней и внешней политики лишают американцев возможности для широкого маневра.
Тарасов СтаниславИсточник:
ИА REXПостоянная ссылка:
http://www.iarex.ru/articles/37554.html