Чем больше оседает пыль с трассы бостонского марафона, тем больше встаёт вопросов о том, что же на самом деле произошло. От пользователей Интернета не ускользнул
постановочный характер некоторых фотографий из Бостона, но их голоса пока слышны слабо. В Америке в отношении квалификации бостонских событий, похоже, достигнут консенсус. Принять эту квалификацию предлагается всему миру. И вот уже кто-то вспоминает прочно забытый эвфемизм «антитеррористическая коалиция», а Джон Керри говорит о бдительности и о том, что взаимодействие с другими странами в области борьбы с терроризмом является «жизненно важным компонентом внешней политики» США.
Однако что-то мешает присоединиться к хору голосов, затянувшему песню об «общности интересов» Москвы и Вашингтона. Мешают неудобные вопросы относительно некоторых «технических» деталей происшедшего в Бостоне. Мешает непрекращающаяся террористическая бойня в Сирии (а ранее в Ливии), унесшая тысячи жизней и грозящая отозваться гулким эхом на российском Кавказе. Мешает, наконец, и «русский след» бостонского теракта, который уверенно взяли правоохранители и средства массовой информации Соединённых Штатов. Взяли - и продолжают бежать по этому следу.
Никакие заявления Москвы о том, что выходцы из Киргизии Царнаевы не имеют к России ни малейшего отношения, скорее всего, действия не возымеют. Уже на все лады перепеваются сообщения о том, что один из братьев якобы имел российский паспорт, что Тамерлан Царнаев, скончавшийся в результате перестрелки с полицией, в 2012 году улетал на несколько месяцев в Россию, что 12 января 2012 года он вылетел из аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке в московский аэропорт Шереметьево и тем же путем 17 июля проследовал обратно…
Джеймстаунский фонд подготовил на братьев биографическую справку, в которой затруднился усмотреть их связь с бывшими боевиками из Чечни или какого-либо другого района Северного Кавказа. Во всей бостонской истории действительно много непонятного. В том числе такого, что заставляет предполагать несамостоятельный характер действий подозреваемых. А если братьев, долгое время проживавших в США, направляли, то вопрос о том, как и кем это могло делаться, отпадает сам собой. Если же Царнаевы действовали на свой страх и риск, то и это находит объяснение исключительно на почве Америки, где гордятся правом свободного ношения оружия и испытывают неодолимую тягу к решению личных психологических проблем стрельбой.
Происшедшее в Бостоне имело бы все шансы остаться сугубо внутриамериканским делом, если бы не стремление заработать на этом, как и в случае с терактами 11 сентября 2001 года,
максимальные политические дивиденды. Если после атаки на башни-близнецы в фокусе внешней политики США оказались Афганистан, а затем Ирак, то сейчас в Америке, кажется, не прочь «протестировать» на этот предмет Россию…
«Российский Кавказ - рассадник терроризма» - под таким заголовком появился 19 апреля материал на сайте канала NBC. «После двух чеченских войн к власти в республике пришел бывший лидер боевиков Рамзан Кадыров, и в Чечне удалось нормализовать ситуацию. Однако исламская нестабильность распространилась на соседние провинции, в том числе Дагестан. Именно он и стал эпицентром насилия на Северном Кавказе - сепаратисты организуют там атаки против полиции и других представителей властей практически ежедневно», - повествуют авторы из NBC. Лёгкое смещение понятий, хронологии событий - и вот уже в оборот введена тема, которой теперь, можно быть уверенным, постараются не дать заглохнуть: российский Кавказ сегодня - это зона бушующего сепаратизма.
«Российская Чечня - благодатная земля для террора», - не отстаёт USA Today, прямиком подводя читателей к мысли о неспособности российских властей контролировать собственную территорию. «Боевики из Чечни были ориентированы на проведение террористических актов в Москве и других районах России более 20 лет», - добавляет издание. А о том, что многие запрещённые в России экстремистские организации свободно действуют у себя на Западе и едва ли не в первую очередь в Великобритании и США - молчок.
Как отмечает первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов, люди, которые уже многие годы живут в США, не могли не испытать влияния культа насилия и видеть в бостонских событиях «российский след», по крайней мере, странно. Однако западный информационный мэйнстрим разворачивают сейчас именно таким странным образом. Происшедшее в Бостоне начинают использовать для того, чтобы перевести стрелки на Россию, представить её страной, откуда исходит непосредственная угроза американцам.
«После 11 сентября 2001 года прошло огромное количество времени, - указывает на возможную подоплёку бостонской истории вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. - Общественное мнение в Америке успокоено, оно требует каких-то новых демократических преобразований, оно требует прекращения войны на чужих территориях, а это немного не вяжется с внешней политикой властей и даже сильно не вяжется. Поэтому надо отдать должное тому, что американские власти очень внимательно смотрят за настроениями общества и пытаются ими управлять. А на поверку, при всех этих вопросах, на многие из которых мы вряд ли получим ответы, получается, что всё это было выгодно только Америке. Их спецслужбам или людям, которые представляют военно-промышленный комплекс - что, в сущности, одно и то же».
…Помнится, в начале 2000-х нас всерьёз уверяли, что столь филигранную операцию, как атаку с воздуха башен-близнецов в Нью-Йорке, организовал по мобильному телефону бен Ладен из пещер Тора-Бора в Афганистане. Радует в связи с этим, что Россия - не Афганистан.
Фонд Стратегической культуры