Умная политика Или Референдум, как форма прямой демократии

Jan 24, 2011 14:04



«XXI век, я в этом уверен, - это эпоха образованного, умного, если хотите, «сложного» человека, который сам распоряжается своими способностями, которому не нужны вожди, патроны, те, кто принимают за него решения. Это должно быть, естественно, умное государство, умное общество и умная политика»

Дмитрий Медведев,

здесь и далее цитаты из выступления на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности»

10 сентября 2010 года, 16:30, Ярославль (http://kremlin.ru/transcripts/8887)

Я верю в государственность. И с пониманием отношусь к партиям, политической власти в стране. С пониманием, так как они необходимые элементы государства. Но если системные элементы перестают выполнять системную функцию или работать на выполнение системной функции, то такие элементы подлежат коррекции, модернизации, а в крайнем случае - замене.



Системная функция государства - оберег народа. Сюда входит все: безопасность жизни и благосостояние народа, духовное здоровье и качество жизни, сохранение и расширение территории проживания, образ идеального будущего и историческое предназначение, и т.д. И раз уж системна функция России дает сбои, а институты власти, партийности, политического строя не справляются с нагрузкой, государственный народ должен иметь возможность ручного управления государством. И такая возможность имеется. Конечно русский бунт или революция, как перевод системы из автоматического режима в ручной - крайняя мера. Сперва следует попробовать наладить работу государственных институтов в полуавтоматическом режиме.

Не об этом ли говорит и Президент России Дмитрий Медведев: «Благодаря беспрецедентной доступности знаний и общения мы переходим на новый уровень демократии… Очевидно, что впереди нас ждёт не только опосредованная, или представительная, демократия, но и непосредственная, или прямая, демократия, которая ведёт к тому, что люди путём моментального волеизъявления могут показать, чего они хотят, добиться конкретных результатов».

Референдумы - главный институт прямой демократии!

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации

по наиболее важным вопросам государственного и местного значения

в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме (Статья 2. ФЗ 67).

Служащие системы понимают, что референдум, как чрезвычайный режим прямого управления народа государством - сигнал о неудовлетворительной работе служащих. А значит - опасность! Есть негласный сговор бюрократически-номенклатурно-партийной элиты о недопущении проведения референдумов: народ посмел восстать против чиновников. Роботы (рабы?!) восстали против человека-медведя!

За три года (2008-2010) в России проведено всего(!) 34 референдума. За 2010 год - 14 референдумов. И те инициированы властью, а не народом, и касаются укрупнения территорий и изменения границ.

Кстати, почему Президент говорит о том, что референдум - это устаревший институт: «…и, в конечном счёте, это и будет демократия. Прямая и непосредственная, отличная от того, что было тысячу лет назад, во время прямых референдумов, различного рода вече и собраний, но тем не менее от этого не превращающаяся в представительную…»?

Почему? Боится?

Смею высказать догадку, что опасается Президент не референдумов, а чиновников и депутатов-медведей, которые любой референдум могут довести до абсурда или просто не допустить его. Поэтому Медведев и ищет новые формы: «Сегодня через открытые дискуссии, через неформальные голосования и выясняются общественные взгляды по всем важнейшим вопросам. Пока этот процесс, конечно, не институализирован, но он в любом случае рано или поздно приобретёт необходимую институционализацию. Он станет, по сути, проводником народной воли… Вопрос в том, каким образом регулировать эту деятельность, и в том, каким образом проявлять эту активность».

Народ конечно подзакис, разленился. Но признаки жизни подает. И если полтора года назад Президент обвинил русский народ в патернализме. То в сентябре 2010 дал нам шанс: «Как это ни удивительно, но даже в нынешнем веке, в ХХI веке, очень многим у нас нравится говорить о том, что они не свободны, унижены: «от нас ничего не зависит»… Такая позиция может быть удобной. Ведь если ты ничего не можешь - ты ни за что не отвечаешь, не только за государство, но даже за свою семью. Это очень удобная позиция, но она опасная. К счастью, всё большее количество граждан в нашей стране рассуждает иначе и полагается не только на государство, а прежде всего на себя, а значит, у нас в стране у демократии есть будущее…»

И прежде чем браться за ломы и лопаты, следует пооткручивать кое-где лишние болты, мешающие нормальному движению-развитию государства, и заменить программное обеспечение на современное. Пока русский государственный народ не почел в полынье истории.

И снова Медведев: «В наши дни особое значение имеет и политическая, и правовая культура, культура социального поведения, культура гражданского диалога. Граждане, которые получают большее количество возможностей и большее количество свободы, должны приобретать и большую ответственность. Демократия вообще неотделима от ответственности, думаю, что это понятно любому современному человеку».

В контексте настоящих мировых и внутренних тенденций - я за режим полуавтоматического управления государством.

Выборы, как демократический институт волеизъявления граждан, деформированы. Навязываемая безликая списочная партийность лишает персональной ответственности любую власть. Иллюзия комфорта и влияния на власть, иллюзия уверенности в завтрашнем дне усыпляют народ.

Диагноз: политические, государственные институты, как программное обеспечение системы-государства поражены вирусами и вредоносными программами. Ресурсы государства и народа расходуются не в том объеме и не на те цели. Перезагрузка нужна не только российско-американским отношениям, но и внутренней политической системе (кажется об этом еще год назад все написали).

Мы должны вернуть себе возможность оказывать прямое влияние на принятие властных решений. И если выборы перестали быть таким инструментом, пора прибегнуть к институту референдума.

Важно начать. Референдумы местного уровня - это кампании в защиту общественных интересов. Общественный интерес - это интерес народа. Наш интерес.

Санкт-Петербург - город четырех революций. Так где, как не в Питере должна случится революция начала 21 века - революция прямой демократии? Вот с Питера и начнем!

Евгений Мирошниченко,

государственный активист, инженер истории, к.п.н.

P.s. И раз я сегодня так много цитирую Дмитрия Медведева, его словами и подведу итог размышлений: «Хочу в этом плане привести ещё одни слова, очень точные слова Карла Поппера, которые, может быть, как никогда, важны сегодня для России: «Проблема улучшения демократических институтов - это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами. Демократические институты не могут улучшаться сами по себе, их улучшение зависит от нас самих». Такова моя точка зрения на современные стандарты демократии». Е.М.

Оригинал текста НАД МИРОМ.
Previous post Next post
Up