Оригинал взят у
stav_reporter в
Живо ли Правительство Ставропольского края? О нём ничего, либо только хорошее... За бюджетное бабло. ОНФ: Чрезмерные расходы чиновников на пиар в региональных СМИ снижают объемы социально важной информации Эксперты Центра правовой поддержки журналистов ОНФ и рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» провели мониторинг тендеров на информационное освещение деятельности региональных органов власти, размещенных в 2014 г. Выяснилось, что через систему госзаказа на пиар региональных властей потрачено более десятой части годового бюджета на СМИ субъектов РФ. Значительная доля закупок была спешно проведена под занавес года, что ставит под сомнение качество выполняемых работ и прозрачность закупок.
Проверка была проведена в 83 субъектах РФ (все регионы, за исключением Республики Крым и Севастополя). Общая сумма закупок по теме информационного освещения деятельности органов исполнительной и законодательной власти регионов составила 3 млрд 368 млн 210 тыс. руб., то есть порядка 10% от суммарных бюджетных трат регионов по статье «СМИ», запланированных на 2014 г. (33 млрд руб.). Эксперты ОНФ обращали внимание в основном на закупки, направленные на информирование населения о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников региональных исполнительных и представителей законодательных органов. Закупки регионов информуслуг на темы социальной направленности и тендеры, связанные с публикациями официальных документов, экспертами ОНФ не анализировались.
Десятку субъектов РФ с самыми большими тратами по этому направлению возглавил Краснодарский край, который потратил в 2014 г. на эти цели почти 827 млн 238 тыс. руб. (79 закупок). На втором месте - Республика Татарстан с 399 млн 908 тыс. руб. (10 закупок). Замыкает тройку лидеров Москва, потратившая 238 млн 532 тыс. руб. (35 закупок). Далее идут Свердловская область - 154 млн 895 тыс. руб. (146 закупок), Ставропольский край - 111 млн 166 тыс. руб. (80 закупок), Московская область - 103 млн 629 тыс. руб. (13 закупок), Воронежская область - 100 млн 291 тыс. руб. (44 закупки), Приморский край - 93 млн 315 тыс. руб. (41 закупка), Ханты-Мансийский АО - Югра - 79 млн 452 тыс. руб. (18 закупок). Замыкает десятку рейтинга Сахалинская область с 74 млн 966 тыс. руб. (63 закупки).
Однако по тратам регионов на покупку информуслуг федеральных СМИ (ТВ, радиовещание, печатная пресса, информагентства), что и является главным критерием PR-закупок, ситуация выглядит несколько иначе. На эти цели 83 субъекта РФ потратили почти 836 млн 736 тыс. руб., то есть четверть всех денег по выявленным закупкам, маркированным как «информирование граждан о деятельности органов госвласти».
Краснодарский край (90 млн 205 тыс. руб.) по-прежнему на первом месте. Далее следуют Ханты-Мансийский АО - Югра (59 млн 496 тыс. руб.), Приморский край (51 млн 101 тыс. руб.), Республика Башкортостан (42 млн 150 тыс. руб.), Свердловская область (41 млн 280 тыс. руб.), Ставропольский край (31 млн 629 тыс. руб.), Московская область (29 млн 730 тыс. руб.), Псковская область (24 млн 524 тыс. руб.), Челябинская область (22 млн 533 тыс. руб.) и Ямало-Ненецкий АО (20 млн 618 тыс. руб.).
Любопытно, что ряд регионов потратил в 2014 г. даже больше, чем изначально заложили в своих бюджетах на раздел «СМИ». Так, Ставропольский край закупил информуслуг в 2014 г. на 76,81% больше, чем планировал, а Краснодарский край - на 5%.
О том, что данные услуги не являются жизненно важными, говорит тот факт, что многие регионы потратили на покупку PR-услуг мизерные суммы. Так, в шести регионах на цели информирования населения о действиях конкретных региональных чиновников и депутатов потрачено менее 1% от заложенных в бюджете трат по разделу «СМИ» (Красноярский край, Орловская область, Республики Адыгея, Коми, Чувашия, КБР).
Мониторинг также зафиксировал, что многие регионы, в том числе и лидеры трат на информобеспечение, осваивают львиную долю выделенных на СМИ средств под конец года. Так, Воронежской области (7-е место в рейтинге ОНФ) из 100 млн 291 тыс. почти 98 млн руб. потрачено в последние два месяца. В ХМАО - Югре (9-е место в рейтинге ОНФ) это соотношение составило 79 млн 452 тыс. руб. и 76 млн 554 тыс. руб. соответственно.
В Мурманской области за весь прошлый год на информирование граждан через систему госзакупок было проведено 15 млн 935 тыс. руб. и почти 100% средств (на 15 млн 245 тыс.) были потрачены в ноябре - декабре. В Новгородской области объем трат составил 16 млн 412 тыс. руб., при этом закупки информуслуг в ноябре - декабре составили 14 млн 944 тыс. руб. Более 90% от своих годовых покупок в этот же период сделали Курганская и Тверская области, а также Красноярский край. То есть ни о каком стратегическом планировании трат денег в этой сфере говорить не приходится.
На расширенном заседании коллегии Счетной палаты в конце января этого года президент РФ Владимир Путин вновь обратил внимание на эту порочную практику госведомств концентрировать основные расходы в завершающем квартале финансового года, «буквально распихивать средства в последние недели уходящего года».
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова подчеркнула, что практика контрактации во второй половине года, когда на исполнение контракта отводится либо месяц, либо половина месяца, явно свидетельствует о сговоре на рынке.
«О какой осмысленной работе, о каком внятном результате можно говорить при таком подходе, если на протяжении последних пяти лет треть государственных расходов осуществляется в IV квартале? Из них половина в спешном порядке тратится в декабре, по известному принципу: лишь бы освоить», - отметил глава государства.
Как подчеркнула сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, «проведенный экспертами ОНФ мониторинг выявил множество странностей в практике регионов закупок информационных услуг». «Очевидно, что они требуют более пристального взгляда профессионала, так как регионы, как правило, умело маскируют пиар чиновников под изготовление социальной рекламы или какое-нибудь «аппаратно-программное производство аудиовизуальных произведений». Продолжается практика заключения контрактов с местными рекламными и PR-компаниями, которые размещают как посредники такую информацию на федеральном уровне. При ближайшем рассмотрении понятно, что даже выявленные траты свидетельствуют о том, что закупочная деятельность регионов крайне далека еще от установок, которые дает президент: сокращение неэффективных расходов на 5%, оптимизация пиар-бюджетов, прекращение закупок в последние месяцы уходящего года. В рамках сотрудничества со Счетной палатой, осуществляемого по поручению Владимира Путина, мы направим наши наблюдения для изучения аудиторами, а также в Министерство финансов, которое непосредственно отвечает за исполнение поручения президента в сфере наведения порядка с тратами регионов на информационное обеспечение», - заключила Тимофеева.