В марте 1978 года в Ливийской пустыне, в 160 километрах от Триполи, упал вертолет. Все одиннадцать человек, находившихся, на борту погибли. Самый видный из них - 48-летний Вернер Ламберц, самый молодой член Политбюро СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии), ответственный за агитацию и пропаганду.
Вернер Ламберц
Кроме того, Ламберц исполнял роль специального посланника генерального секретаря СЕПГ Эриха Хонеккера в африканских и арабских государствах. В этом качестве он только что провел трехчасовую беседу с лидером ливийской революции Муаммаром Каддафи, чтобы посредничать между ним и эфиопским правителем Менгисту Хайле Мариамом.
Каддафи пригласил Ламберц в свой бедуинский шатер. Гость собирался лететь на вертолете обратно в Триполи, чтобы на следующее утро отправиться в столицу Эфиопии Аддис-Абебу.
***
Внезапная смерть политика вызвала в ГДР (Германской Демократической Республике) переполох. Ведь Ламберц считался наиболее вероятным преемником Хонеккера. Многие видели в Ламберце перспективу. Своим интеллектом и яркой мужской внешностью он выделялся среди серых людей в руководстве СЕПГ. Он умел свободно чувствовать себя на публике, использовал менее штампованные формулировки и поддерживал хорошие отношения со многими деятелями культуры.
Сразу же возникли слухи о террористическом акте. Секретность, с которой Каддафи выяснял обстоятельства катастрофы, придала этим слухам дополнительный импульс. К расследованию не были допущены специалисты из ГДР. На следующий день после катастрофы, посол ГДР в Ливии и остававшиеся в ливийской столице члены делегации Ламберца отправились на место крушения. Но их туда не допустили. Прибывшая из ГДР экспертная комиссия также не получила разрешения осмотреть место катастрофы.
Вместо этого Каддафи быстро назначил двух козлов отпущения: начальника Генштаба ливийских ВВС и министра транспорта. В докладе созданной Каддафи комиссии по расследованию катастрофы названы две возможные причины несчастья: либо двигатель загорелся после взлета и обороты винта быстро упали, либо оторвалась лопасть пропеллера. Помимо технических причин, в докладе упоминался и человеческий фактор - возможные ошибки пилотов.
В ГДР не могли проверить сведения. Но судебно-медицинская экспертиза не обнаружила никаких признаков взрыва, в частности, металлических осколков бомбы.
Руководство СЕПГ не стало нагнетать обстановку. Когда через три месяца катастрофы Каддафи прибыл с государственным визитом в ГДР, о несчастье уже не было и речи. Хонеккер и Каддафи заключили десятилетний договор об экономическом, техническом и военном сотрудничестве.
После того, как ГДР прекратила свое существование, пресса вновь подняла старую версию. Таблоиды появлялись с заголовками: «Не приказал ли Хонекер устранить Вернера Ламберца», «Не закал ли Хонекер Каддафи теракт».
***
У Ламберца была блестящая карьера. Родился он в 1929 году в семье немецкого коммуниста. Его отец был заключен нацистами в концлагерь, а затем направлен в штрафной батальон для "фронтовой проверки". Оттуда ему удалось бежать и присоединиться к Красной Армии. По протекции друзей семьи и родственников Вернер с двенадцатилетнего возраста обучался в различных элитных нацистских школах, что давало ему и его матери определенную защиту.
После 1945 года он стал функционером в Союзе свободной немецкой молодежи (FDJ), где познакомился с тогдашним руководителем FDJ Хонеккером. Вместе с ним продвигался по карьерной лестнице. В 1971 году Ламбер помог Хонекеру прийти к власти. Он с секретной миссии побывал в Москве и получил согласие Леонида Брежнева на отстранение Вальтера Ульбрихта. В награду Хонеккер сразу же ввел своего помощника в новое Политбюро.
Ламберц был очень энергичен и трудолюбив. Одному из своих друзей он говорил: "Я пашу как лошадь. На Земле 164 страны, в 110 из которых я побывал."
***
Внешняя политика фактически входила в компетенцию секретаря по международным связям Германа Аксена. Но его отвергли в качестве переговорщика в арабских странах из-за еврейского происхождения. Ламберц же успешно завязал отношения с арабами, а также со многими африканскими лидерами.
Ему удалось, в частности, способствовать преодолению "кофейного кризиса" в ГДР. В 1977 году цены на кофе выросли настолько, что валютные резервы ГДР не позволяли закупать его в достаточном количестве. В качестве заменителя на прилавках появился суррогат изготовленный из фасоли, зерна и свекловичного жома, получивший в наподе издевательское название - "Erichs Krönung" («Эрихов венок»). «Кофейный кризис» принес стране немалое беспокойство. Ламберц сумел договориться с эфиопским правительством о сделке с оружием, а на вырученные средства закупить в Анголе кофе.
Ламберц также отвечал за" руководство и контроль" над средствами массовой информации. Он поддерживал личные контакты с писателями, журналистами, певцами и актерами.