Шапки Мономаха или "где нет прямых свидетельств, там надобно довольствоваться вероятным"

Jan 21, 2014 20:45

"Шапок Мономаха" на самом деле несколько. Минимум две...

Заглянем в книгу автора Августа Семена (Огюст-Рене Семен, фр. Auguste-René Semen) "Живописное обозрѣніе достопамятных предметов из наук, искусств .." изданную в 1837 году:

"..гдѣ нѣтъ прямых свидѣшельствъ, тамъ по необходимости надобно довольствоваться вѣрояшнымъ. Это правило благоразумной критики. Основываясь на немъ, мы должны признать корону Владиміра Мономаха, большаго наряда, хранящуюся въ Московской Оружейной Палатѣ и изображенную въ началѣ нашей статьи, тою самою, или вѣроятно тою, которая вѣнчала главу Мономаха! Всѣ свидѣтельства говорятъ въ пользу этого мнѣнія.

(Изображение из книги)

Герберштеинъ, бывшій въ Москвѣ при отцѣ Царя Іоанна Васильевича, сказываетъ, что Россійскіе Государи, въ день коронованія уnomребляютъ Мономахову утварь. Съ нѣкошорыми прибавленіями, тоже говоряmъ старинные писатели о Россіи, иноземцы Стриковскій и Петрей. Наши всѣ подтверждаютъ, что хранящіяся въ Оружейной Палатѣ Царскія утвари принадлежали Владиміру Мономаху. Разсматривая работу короны, убѣждаемся, что она принадлежитъ къ отдаленнои древности.

Вотъ описаніе этой короны. Она Греческой сканной работы, золотая, съ золотымъ сканнаго-же мастерства крестомъ. Ее украшаютъ жемчугъ и разные драгоцѣнные каменья. Всего этого: 4 яхонта, 3 лалла, 4 изумруда, и 32 зерна бурмицкихъ. Величина ея въ вышину до перваго яруса 3 вершка; яблоко въ 1 вершокъ; крестъ 15 вершокъ; ширина въ діамешрѣ 45 вершка.

Эта древняя корона почитается важнѣйшимъ, первымъ сокровищемъ изъ всѣхъ, хранящихся въ Оружейной Палатѣ."
http://books.google.ru/books?pg=PT58&lpg=PT58&dq=%D1%88%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B8+%D0%86%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%A3%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0&sig=uo7XSj9XqnMp-aVl39xvg5F1v_4&ei=6UPdUuuSHKiR4ATdtIDADQ&id=Fd0eAAAAMAAJ&hl=ru&ots=W_FzVzInkq&output=text

Сегодня же "эта древняя корона , первейшее сокровище из всех" считается -"Шапка Мономаха второго наряда":


"Венец был изготовлен в кремлевских мастерских к венчанию в 1682 году на царство двух малолетних сыновей Алексея Михайловича Ивана и Петра Алексеевичей. Создатели постарались, насколько возможно, уподобить ее старинному оригиналу. Она также напоминает по форме восточный головной убор и состоит из восьми золотых пластин. Ее тулью венчает полусферическое навершие с крестом. Однако есть определенные отличия в художественном оформлении венцов, которые придают своеобразие каждому из них. Вся поверхность древнего венца украшена тонким филигранным узором, благодаря чему он приобретает изысканно нарядный вид. Золотые пластины нового венца оставлены гладкими. Холодный зеркальный блеск отполированного металла в сочетании с четкой симметрией декора придает ему элегантную строгость, чуть смягченную разноцветными вспышками драгоценных камней. В длинном названии нового венца - отзвуки истории Российского государства позднего XVII века. После смерти в апреле 1682 года бездетного царя Федора Алексеевича трон должен был наследовать его брат, пятнадцатилетний Иван Алексеевич. Однако, как сообщают русские источники, царевич был «главою скорбный», и поэтому Боярская дума провозгласила царем младшего брата Федора и Ивана десятилетнего царевича Петра. Но Ивана поддерживали войско и одна из дворцовых группировок, считавшие, что царствовать должны оба брата, и заставившие Боярскую думу объявить царями их обоих. Во время торжественного венчания царевичей на старшего Ивана Алексеевича была возложена древняя Шапка Мономаха, на младшего Петра Алексеевича - специально сделанная по этому поводу. "
http://www.kreml.ru/ru/virtual/exposition/regalia/PetrAlekseevich/MonomachII/

или:
"Шапка Таврическая (Шапка Мономаха второго наряда) создана для Царя Петра I, который венчался на царство вместе со старшим братом Царем Иоанном V в 1682. Как и на Шапке Мономаха, на ней восемь вытянутых треугольных пластин из золота, но они гладкие и отполированные, с драгоценными камнями в благородных оправах, окруженными жемчугом. Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Царства Херсониса Таврического, почему и имеет второе название Таврическая. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля. " http://www.imperialhouse.ru/rus/history/title/regalia/2194.html

Херсонес Таврический, по легенде, считался местом крещения Владимира Крестителя. Видимо эту шапку сначала хотели представить "короной Владимира Святого". Потом сошлись на Петре Первом. Правда, непонятно каким боком малолетнему Петру Хер-сонес Таврический...

Нынче "первейшим сокровищем из всех, хранящихся в Оружейной Палате" почитается эта "Шапка Мономаха":


"Отсутствие документальных свидетельств о месте и времени создания венца затрудняют его атрибуцию. В настоящее время, однако, наиболее вероятным считается мнение о том, что Шапка Мономаха является памятником ювелирного искусства Золотой Орды первой трети XIV в. В пользу золотоордынской версии о происхождении Шапки Мономаха говорит ее круглая низкая пластинчатая тулья, похожая на старинные монгольские и тюркские головные уборы, а также узоры ее филиграни, близкие орнаментам на изделиях золотоордынских ювелиров.
Существует вполне обоснованное предположение о том, что Шапка была подарена золотоордынским ханом Узбеком московскому князю Ивану Даниловичу Калите и что именно она под именем «шапки золотой» упоминается во всех духовных грамотах великих князей XIV-XV вв. Шапкой Мономаха этот старинный золотой венец назвали в конце XV в. в правление великого князя Ивана III. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Москва стремилась утвердить за собой роль преемницы Византии в христианском мире. В средние века правомерность подобных притязаний должна была подтверждаться разного рода свидетельствами, например, родословными или переданными по наследству знаками верховной власти. Такие свидетельства нередко имели легендарный характер. Так, на рубеже XV-XVI вв. появляется и легенда о Шапке Мономаха, золотом венце, якобы, подаренном в XI в. византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Мономаху и затем перешедшем по наследству к владимирским князьям, а от последних - к московским. Символом этой легенды и стала издавна хранившаяся в княжеской казне золотая шапка, которой суждено было сыграть особую роль в истории России. В течение двух столетий, с конца XV до конца XVII в., Шапка Мономаха использовалась при возведении на престол всех русских государей.
Впервые в роли символа верховной власти Шапка Мономаха выступила в феврале 1498 г. в церемонии поставления на великокняжеский престол княжича Дмитрия, внука и наследника великого князя Ивана III. Последний раз Шапкой Мономаха венчали на царство в 1682 г. царя Ивана Алексеевича. "
http://www.kreml.ru/ru/picture/?id=1679&lang=ru

До чего ж знакомая песня: "гдѣ нѣтъ прямых свидѣшельствъ, тамъ по необходимости надобно довольствоваться вѣрояшнымъ."; - ". В настоящее время, однако, наиболее вероятным считается мнение о том, что Шапка Мономаха является памятником ювелирного искусства Золотой Орды первой трети XIV "...
Previous post Next post
Up