Как создавали греческий язык ( Часть 1)

May 25, 2013 13:18

Спор, каким быть языку в независимом греческом государстве (тогда еще не созданном) впервые разгорелся в конце 18 века. В то время в языковом вопросе в Греции царил полный хаос. Языков было много. Их делили на "народные разговорные", различавши еся от региона к региону, и на "архаичные" , то есть старые. Причем какой из старых языков "древнегреческий", а какой "средне греческий" (византийский), и какой язык от какого происходит, сами греки тогда не знали. Это им позже расскажет " отец греческой лингвистики" Георгиос Хатцидакис (1843 - 1941). Все эти языки существовали одновременно. Культивировались в разных кругах и школах, и не были "научно изучены".

За "архаичный" язык горой стояли фанариоты. Фанариоты, от северо-западного стамбульского квартала Фанар, в котором они, в основсном, проживали - это особая привилегированная каста, состоящая из "богатых и благородных" греческих, а также эллинизированных валашских и албанских семей. (Первоначально среди фанариотов было много славян, но затем их число было сведено к миннимуму). Фанариоты составляли окружение Вселенского Патриарха. Греческий Константинопольский Патриарх был абсолютным религиозным и административным правителем всех христианских православных подданных в Османской империи, независимо от их этнического происхождения.

(Турецкому султану-халифу самому было западло управлять "неверными". Делал он это через своих шестерок вассалов - религиозных первоиерархов. Все население империи по религиозному принципу было поделено на общины - миллеты. Православные: греки, сербы, болгары, валахи и т.д, входили в один millet-i-rum (румский миллет, буквально "римский народ").

Главными идеолагами перехода на "архаичный язык" выступали Евгений Вулгарис, Ламброс Фодиадис , Неофит Дукас и другие. Евгений Вулгарис, известный в России как Евгений Булгарский , - этнический болгарин, видный деятель греческого православия, участник "новогреческого просвещения", периода когда у греков появились своя философия, история, наука и начало развиваться собственное национальное самосознание.



(Евгений Вулгарис)

Вулгарис родился в 10 августа 1716 года в болгарской семье, живущей на острове Корфу , находящемся под управлением Венецианской республики. Учился в Корфу у ученого Викентиоса Доматоса, затем продолжил учебу в школе Янина ( Западная Греция) у Афанасия Псалидаса.

В 1737 или 1738 он стал монахом и пресвитером с именем Евгений.После поступил в университет Падуи изучать богословие, философию, европейские языки и естественные науки. В 1742 году стал директором важной школы в Янине - "Maroutsaia ". Эта школа в 18 веке была культурным и образовательным центром Османского православного греческого мира. Основана семьей Maroutsis, успешными купцами и благотворителями, которые вели торговые дела с Венецией . Здесь кроме греческого языка ("архаичного") учил также латынь , философию и экспериментальную физику . Велась подготовка к "греческому интеллектуальному возрождению".

С 1753 до 1759 года Вульгарис был директором Академии Афонской в Ватопедском монастыре. Там преподавал философию и математику. Хотя он считался одним из самых выдающихся учителей, его рвение к западноевропейским идеям, вызывало негативную реакцию среди православных лидеров на горе Афон . Из-за чего он был вынужден оставить школу в начале 1759 года.

Затем короткое время возглавлял Патриаршую Академию в Константинополе. "Великая школа нации" , как называют греки эту Академию, старейшая и самая престижная греческая православная школа в Стамбуле ( Турция). Основанная в 1454 Матеосом Камариотсом , скоро стала школой для "благородных " греческий ( фанариотский ) и болгарским семей Османской империи . Здесь учились многие османские министры, а также валашские и молдавские князья, назначавшиеся османским правительством. Например её окончил Дмитрий Кантемир.

В 1761 году Вулгарис отказался от кафедры и вскоре был принят под покровительство Екатериной Второй. В 1771 году приехал в Петербург, в 1772-1774 годах работал личным библиотекарем императрийцы. А в 1775 году он был рукоположен в сан архиепископа и стал первым епископом вновь созданной Славянской и Херсонской епархии. В новую епархию включены земли Новороссии и Азовской , недавно завоеванные Россией у Османской империи . Несмотря на название, местопребывал епископ не в Славянске (скоро будет переименован в Никополь ), не в Херсоне , а в центре города Полтава, в Крестовоздвиженском монастыре.

В следующем году (1776), Евгений пригласил другого уроженца Корфу , Никифора Теотокиса (речь о нем пойдет в одной из следующих глав) , присоединиться к нему в Полтаве, и начал готовить его в качестве своего преемника.

В то время Екатерина Вторая задумывает проект воссоздания греческой государственности. Он изложен в конфиденциальном письме к австрийскому императору Иосифу II от 10 (21) сентября 1782 года. Проект предпологал сокрушение Османской империи и раздел её территории между Россией, Священной Римской империей и Венецианской республикой. В Константинополе предполагалось возродить Византийскую державу во главе с внуком российской императрицы, которому было дано имя основателя города - Константин.

(продолжение следует)

в начале было слово

Previous post Next post
Up