Из речи президента Гейдара Алиева на расширенном обсуждении статьи о государственном языке в проекте новой Конституции Азербайджанской Республики - Зал заседаний Президиума Академии наук республики, 31 октября 1995 года :
"В первой Конституции Азербайджана, принятой в 1921 году¸ статьи о государственном языке не было вообще
(
Read more... )
Но речь не об этом, в книге есть такие строки:
"В дорогу Эраст Петрович запасся путеводителями и справочниками, чтобы получить представление о местности, в которой предстояло работать. За время пути полезная литература была проштудирована, нужные странички заложены, строчки подчеркнуты. Не разбирая, что может пригодиться для дела, а что нет, Фандорин выписывал подряд всё примечательное.
Золотое перо заскользило по бумаге.
«Российская история города Баку насчитывает двести лет. Во время Персидского похода Петр Великий дал приказ генералу Матюшкину «идтить к Баке как наишкорее и тщиться оный городок с помощью Божиею конечно достать, понеже ключ всему нашему делу оный». Его величество даже не представлял себе в свою доэнергетическую эпоху, до какой степени Баку - «ключ всему нашему делу». В 1859 году, когда этот приморский городок стал губернским центром, здесь проживало семь тысяч человек, а дома были сплошь «азиятской архитектуры», по преимуществу глинобитные. За минувшие полвека население увеличилось в сорок раз, и это без учета нелегальных рабочих-амшари, которые приезжают на заработки из нищего Ирана и живут в «амшари-паланах», трущобных кварталах. Сколько в Баку этих бесправных пролетариев нефти, никто не считал и не собирается».
Фандорин решил переписать из книжки поучительную историю о человеке, которому город был обязан своим головокружительным взлетом.
Сорок лет назад молодой швед Роберт Нобель, брат владельца петербургского оружейного завода, отправился в Ленкорань на поиски орехового дерева, необходимого для производства ружейных прикладов. Нужной древесины Нобель не нашел, однако, проезжая через Баку, заинтересовался нефтью, которая в те не столь отдаленные времена добывалась кустарно, из колодцев, и использовалась лишь в качестве дешевого осветительного масла. Первый промысел Роберт Нобель купил за пять тысяч рублей и нанял всего тридцать рабочих. А в 1913 году на бакинских предприятиях концерна «Бранобель» трудились 30 тысяч человек, прибыль же составила 18 миллионов.
Помимо этого впечатляющего эпизода, который убедительно подтверждал древнюю истину о том, что историю и прогресс толкают вперед люди, умеющие заглядывать в будущее, Фандорин переписал в дневник некоторые сведения о населении города.
«Здесь преобладают два племени: адербейджанские татары, совершенно неправильно называемые персами, и армяне», утверждалось в путеводителе. Однако в этнографическом справочнике коренную народность называют «азербайджанскими тюрками», и как правильнее, непонятно. В 1914 году в губернском городе проживают 101.803 мусульманина, 67.730 русских, 57.040 армян, 1990 грузин, а также «весьма значительное количество иностранных подданных»."
То есть, получается даже в 1914 году ни о каких азербайджанцах речь даже не идёт, "адербейджанские татары" и тюрки. Естественно ни о каких их говорах в качестве официального языка не приходится говорить, так как говоров и национальностей много.
Ну а сейчас или даже тогда в 20-е, всякие Алиевы будут рассказывать о древнем азербайджанском языке, о Большом и Малом Азербайджане в Иране. И эту карту похоже вполне могут начать разыгрывать по новому, вопрос того же Карабаха не закрыт, а Азербайджан усиленно вооружается.
Reply
Вот, Акунин пишет: "В 1859 году, когда этот приморский городок стал губернским центром, здесь проживало семь тысяч человек".
Это дословно, "лит-негр" даже поленился переставить местами слова, из книги Манафа Сулейманова "Дни минувшие (Исторические очерки)".
Далее Акунин пишет: "Здесь преобладают два племени: адербейджанские татары, совершенно неправильно называемые персами"
Видимо писал другой "лит-негр". Ибо в середине книги того же Манафа Сулейманова сказано:
"В то время наиболее тяжелую и низкооплачиваемую работу на нефтяных промыслах и заводах, на прокладке дорог и строительстве выполняли персы выходцы из Ирана и Южного Азербайджана.(...)
Условия жизни и работы "амшари" - как называли выходцев из Южного Азербайджана и Ирана - были ужасными. Им и на родине-то жилось не очень сладко;
деспотизм шахского режима, произвол ханов и местных правителей, слабость экономического сектора, отсутствие развитой промышленности и - как следствие этого - голод, безработица, - все толкало их к тому, чтобы покинуть родину. Многие, оставив семью по ту сторону Араза, устремлялись в Россию - на Северный Кавказ, в Грузию, Астрахань, Самару. Большинство, привлеченное относительно высокими заработками в нефтяной промышленности, оседало в Баку."
Так что,видимо, совершенно верно, какую-то весьма значительную часть азербайджанских татар, называли "персами - амшари". Амшари - от слова "хамшахарли", как называли между собой друг друга сами персидско-подданные.
Из "амшари", кстати, происходил идеолог объявления азербайджанского языка государственным Мирза Ибрагимов.
"Родился будущий писатель в Южном Азербайджане, в семье бедняка-крестьянина. (...) Еще одно ключевое слово из раннего детства писателя: голод. Нам, как бы мы ни старались, трудно представить себе это ощущение не умозрительно - и слава богу. Но маленький Мирза навсегда запомнил раннее утро (светать только начало), когда его разбудил отец: «Вставай, попрощайся с мамой...» Мать умерла от голода на глазах семьи, и двухлетняя сестренка - тоже. Шел 1918 год, Мирзе было тогда семь лет от роду. (...)
А потом вместе с отцом поехали они в Баку - в поисках работы, спасаясь от голода. (...)
Маленький Мирза скоро потерял отца и брата - оба скончались от болезней и голо¬да. Свет не без добрых людей, мальчугану не дали пропасть - он стал учиться, и русским языком овладел (с пятнадцати лет начал читать по-русски Чехова, Горького)."
http://www.baku.ru/pubs/bakupeople/page-93185.php
Имел ли этот человек моральное право говорить а адрес приютившего его народа и приютившей его страны такие слова:
" Пусть русские побудут в тех же условиях, в которых мы были тридцать пять лет назад" ?...
Reply
Может и помогают ему "литературные негры", а может и нет. Я читал почти всего Акунина, кроме ряда его отдельных рассказов и сочинений на его любимую, но не любимую мной японскую тему, так вот по крайней мере мне в глаза не бросилось чужое перо, кроме последней книги "Черный город", даже не всей, а концовки книги. Не характерная для Акунина развязка, слишком уж закрученная, а оттого и не реальная. Не бывает такого. Так что здесь мало что можно утверждать. Эти фразы которые вы наверное поиском нашли, скопипастить мог и сам Акунин, не обязательно негр. Нужна ему была некая короткая историческая справка, вот и нашел её у кого то. Это лучше, чем просто придумал бы.
А этот Мирза Ибрагимов конечно мерзавец, таких скрытых подлецов всегда много, видать много ему пришлось раскорячиваться и угодничать при росте своей карьеры, чтобы высказывать подобные вещи. Ладно он чурка, но ведь многие русские говорят подобные вещи, а то и по хлеще. Вот где ужас.
Reply
Reply
Обратим внимание на биографию другого руководителя Азербайджана 50-ых годов Имама Мустафаева.
Википедия, со ссылкой на Дж.П.Гасанлы , сообщает, что он был этнический тюрок (т.е. азербайджанец). "В анкете, заполненной им в 1936 году, в графе «национальность» писал «тюрок»"
Однако относительно его национальности имеются и другие сведения:
" Недавно, кстати, скончался в глубокой старости, наверное, последний потомственный елисуйский "лезгин", знавший с раннего детства аварский язык. Это Имам Дашдемирович Мустафаев - бывший первый, секретарь ЦК КПСС Азербайджана, крупный ученый, известный писатель, автор книги "Шамиль".(..)
елисуйцы - особого этнос с самоназванием "лезгин" (лезгияв), сформировавшийся на базе нескольких дагестаноязычных групп, как закавказского, так и горнодагестанского происхождения, существовавший в виде воинской касты численностью 20-25 тысяч человек, говоривших на аварском языке.(...)
в целях самосохранения, (часть лезгин) переделаться в тюрков-азербайджанцев, ибо с подачи Стамбула уже тогда азербайджанская элита твердо стояла на том, что мусульманское население Азербайджана, да и всего Кавказа, должна перейти с древних местных языков на азербайджанский.
Итогом всего изложенного выше, было практическое исчезновение к концу 30-х годов XX века елисуйского варианта аварского языка, который, как рассказывают, отличался от литературного аварского "
http://forum.vardanank.org/index.php?showtopic=147771
Этнический ли термин - тюрки (офранцуженный вариант слова "турки") ?
Сейчас да. Но еще сто лет назад термин означал немного другое. Словарь Брокгауза и Эфрона сообщает:
"Османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племен совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки (см.) являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племен или с уроженками Кавказа... "
http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Турция
Так что "тюрки" - это прежде был религиозный термин для обозначения РЕНЕГАТОВ перешедших из другой религии в ислам, а также их потомков.
Был ли Мустафаев потомком ренегатоа. Очень даже возможно:
"на елисуйских землях сохраняется и поныне достаточно много ценных архитектурных памятников эпохи христианства, как считают, оставшихся там от кавказской Албании. Не исключено, однако, что часть названных памятников, оставленных местными христианами, является наследием не только Албании, но и государства Сарир со столицей в горном Хунзахе, где памятники христианской эпохи встречаются в большом количестве."
http://forum.vardanank.org/index.php?showtopic=147771
Также, часть "адербейджанских татар" составляли и ныне ираноязычные талыши и таты:
"Та́ты (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджане и России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) - тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Верующие - мусульмане-шииты."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Таты
"Талыши́ (тал. толышон) - один из народов Южного Кавказа, исторически проживающий в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).(...)
В Справочном энциклопедическом словаре Старчевского, изданном в 1848 году, даётся следующее описание языка:
Талышское наречие - одно из главных шести наречий персидского языка, употребляемое в Талышском ханстве, где, быть может, его родина. По формам своим, как грамматическим, так и лексикографическим, оно чувствительно удаляется от других наречий."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Талыши#.D0.AF.D0.B7.D1.8B.D0.BA
Reply
Собственно этот ваш ответ можно включить в следующую часть основной статьи.
По туркам-ренегатам - вывод очень и очень логичный, там ведь действительно много было всяких национальностей с разными религиями, а сейчас все турки-мусульмане. Хотя и про курдов забывать нельзя. Но думаю про курдов мы бы мало слышали, если бы их некоторые западные силы не поднимали бы на борьбу против турецких властей.
По Ирану и его этническому составу так это вообще отдельный разговор заслуживающий на собственную публикацию. Много слышал о схожести не маленькой части слов персидского языка с русским языком. Где то была даже цифра, что из 100 основных слов совпадения на 28 словах. Но не готов утверждать. Хотя из личных наблюдений когда периодически приходилось общаться с кавказцами, то могу сказать, что лучше всех по русски говорят именно азеры, с минимальным акцентом и наиболее правильно. Грузины и армяне, даже не первого поколения имеют специфический акцент. Азеры же во втором поколении могут говорить не хуже русских. К тому же они обладают менее специфичной внешностью, но очень много разных, что не удивительно раз речь идёт о таком смешении ещё в 19 веке.
То же самое с большим распространением славянской галогруппы R1a1 в современном Иране, но там надо смотреть по регионам. Ведь не зря их называют ариями, пусть это и не совсем верно. Так что Иран, это отдельный разговор, но здесь мы вынуждены к нему прибегать так как говорим о землях сильно связанных с Ираном.
По поводу христианства на территории современного Азербайджана, то не может быть ничего против, тут и ТИ и НХ спокойно допускают этот вариант.
Вообщем спасибо вам за статью, получается интересно, буду ждать продолжения.
Reply
Да, о курдах мы мало знаем. Вот например, малоизвестно, что в Азербайджанской ССР одно время существовала курдская национальная административно-территориальная единица:
"Курдистанский уезд (также известен как Красный Курдистан, курд. Köpдьстана Сор, азерб. Qizil Kürdistan) - административная единица в составе Азербайджанской ССР, существовавшая с 1923 по 1929 годы. (...)
Был образован, 16 июля 1923 г. указом президиума Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Азербайджанской ССР под руководством С. Кирова. Уезд был упразднен в 1929 при переходе на окружное деление.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Курдистанский_уезд
Далее Википедия в той же статье, со ссылкой на Г.ШАХБАЗЯН, кандидат экономических наук старший научный сотрудник ИВ РАН, сообщает:
"В 1937 году последовала депортация курдов из Азербайджанской и Армянской ССР в республики Средней Азии и Казахстан."
За что было депортировать бедных курдов. И была ли депортация вообще?
Reply
"в 1926 г. численность курдов в Азербайджане составляла примерно 41 тыс. (1,8 процента населения республики). В последующие годы 20 века курды практически исчезли. В 1939г. их оказалось всего 6 тысяч (0,2 процента), в 1959 - 1,5 тыс., а в 1970 - 5,5 тыс. (0.1 %), а после проведения переписи населения 1979 г. было объявлено, что в Азербайджане курдов нет.
Для сравнения отметим, что численность курдов в соседних с Азербайджаном Армении и Грузии, по сравнению с серединой 20-х годов, о которой сказано выше, увеличилась в 3,5- 4 раза. Между тем, курды Азербайджана в целом относились к сельскому населению с высоким уровнем рождаемости. По начиная с 30-х годов прошлого века, в Азербайджане начали «исчезать» курды.
Все же в «исчезновениии» курдов было бы неправильно винить исключительно власти Азербайджана. Естесственно, что последние были заинтересованы в «исчезновении» курдов в Азербайджанской СССР. Однако немаловажное значение имело и то, что курды не сумели найти в себе достаточного потенциала для эффективного противостояния ассимиляционной политике. (...)
Одним из наиболее нагляных тому примеров является структура курдских поселений.(...) В Азербайджане большинство селений создавались без соблюдения родоплеменной принадлежности, о которой азербайджанские курды не помнят. (...)У азербайджанских курдов также не было своей национальной интелегенции(...) до советизации Южного Кавказа у курдов не было своего духовного сословия. (...) На территориях, где впоследствии был образован Красный Курдистан, не было даже мечетей. (...) Официальный ислам в этих краях особенно сильно сочетается с доисламскими пережитками. Почитается культ предков, существуют пиры, места поклонений. Наиболее известными являются пир Султан Баба, около Лачина и при Аг-Баба в Гочазском ущелье в окрестностях села Сеидляр. (...)
Во многом ассимиляции курдов способствовал и факт поголовной неграмотности представителей этого народа. Так из 41, 4 тысяч курдов Азербайджанской СССР лишь 1756 человек были грамотными, при этом лишь 10 человек владели курдской грамматикой.
Бакинские власти умело использовали для ассимиляции курдов и события 1937 года. Как уже было сказано, по всесоюзной переписи населения 1926 года, в Азербайджанской СССР численность курдов достигала 41,1 тыс. человек, в 1937 - 10,8 тыс. человек, а по переписи 1939 г. - всего 6 тыс. человек. Некоторые исследователи считают, что все курды, за исключением оставшихся в 1939г. 6 тыс. были депортированы. ругие считают, что были депортированы максимум 5 тыс. человек. Но и те и другие соглашаются в том, что во избежание депортации курды посчитали наиболее целесообразной тактикой изменение национальности в пользу азербайджанской»
Вот так, курдов поголовно записали азербайджанцами. А на вопрос: "куда подевались?", говорят : "проклятый Сталин в 1937 году выслал." А за что "проклятому Сталину" было высылать несчатных курдов, из 40 тысяч которых только 10 человек владели курдской грамматикой ?
Reply
Там была какая то движуха перед войной, Закавказье и особенно Азербайджан чистили перед войной, так как боролись с иностранной агентурой и возможной пятой колонной. Усиливали войсковую группировку, создали Бакинский округ ПВО. Мы с вами как то говорили на тему боевых действий в северном Иране, немецкой агентуры на Б.Востоке и английской авиации.
Какую роль в этом могли играть курды - не знаю. Возможно некоторых и переселили. Ведь они потом из Ср.Азии в Россию переезжали. А остальных, думаю правильно вы говорите просто записали азерами. Так часто бывало. Скорее всего даже они сами записались, это было выгодней.
Про Азербайджан не скажу, а на примере Грузии ещё в советские времена могу точно сказать, что курды там считались самыми низкими по положению. Типа теперешних таджиков в Москве. Они там занимали самые низкие должности на самых плохих работах, дворники там всякие. Грузины вообще выходит знатные националисты. Например в той же Абхазии даже в советские времена абхаз у себя на родине мог в лучшем случае быть зам. директора, а директором был обязательно грузин, или русский. Потом и русских быстро оттёрли генацвалики. Это я знаю из личного общения, от нескольких людей. Хотя может и преувеличение, не буду утверждать. Но явление такое точно было.
Поэтому курдам было выгодно стать азерами.
Курды ведь это вообще на сколько я понимаю группа племён и народностей в куче стран, с разной религией, подчас разными наречиями и разной письменностью. Там и курдские евреи есть и даже курды иудеи, но вроде как пока не евреи. Сунниты и шииты, а также христиане, и ещё даже не могу запомнить кто. Освободительную бузу они начали примерно с середины 19 века, как и во многих других местах планеты, мы сейчас хорошо понимаем где и кем это было задумано, а главное зачем. Убрать монархии и поставить свою власть.
Кстати, я слышал что у курдов где то на 20% галотип R1a1, как у восточных славян. Но что то сейчас быстро не могу найти подтверждение. Ну это я думаю сильно зависит от конкретных племен и мест их проживания.
Блин, мы опять сбились хрен знает на кого, обсуждение то азербайджанского языка.
Reply
Я не зря завел разговор о курдах. По слухам, из курдов происходил Гейдар Алиев.
И сегодня злые языки (в основном армянские, которые "в курсе" ) утверждают:
" Азербайджан сегодня практически полностью контролируется курдами. Иногда даже становится непонятно, курдская эта республика или тюркская.
И хотя большинство курдов мимикрирует под тюрок, тем не менее, достоверно известно об этническом происхождении многих руководителей Азербайджана. Так, курдское происхождение Ильхама Алиева ни для кого не является секретом. Но этническими курдами являются также и всесильные в Азербайджане руководитель администрации президента Рамиз Мехтиев и начальник личной охраны папы, а теперь и сына Алиевых Бейляр Эйюбов. Курдами являются также гендиректор Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и руководитель ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание» Ариф Алышанов. Есть сведения, что курды Абдулбари Гезал - хозяин крупнейшего в Азербайджане холдинга «Азерсун», и Камалетдин Гейдаров - глава МЧС Азербайджана - финансово подпитывают КРП. Нахиджеванской автономией руководит курд Васиф Талыбов, а всей строительной индустрией края - курд Эмиль Юджар.
На более «мелких» должностях, в так называемом среднем звене управления, курдов в Азербайджане очень много. Особенно в западном регионе республики, который уже прозвали Курдистаном."
http://www.apn.ru/publications/article19968.htm
*Там была какая то движуха перед войной, Закавказье и особенно Азербайджан чистили перед войной, так как боролись с иностранной агентурой и возможной пятой колонной.*
Да движуха была. Но массовой депортации курдов не было. Выселялись как-то избирательно.
"11 октября (1937 г.)
Директива НКВД СССР о выселении 416 семей курдов и 150 семей репрессированных по приказу 00447 из приграничного Азербайджана в Казахстан."
http://memo.ru/history/y1937/hronika1936_1939/xronika.html
Других директив (указов, постановлений) относительно курдов нет. Так что поголовной депортации курдов не было. (Оперативный приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»)
Почему были высланы в Казахстан эти 416 семей? Возможно то были лица без гражданства (скажем беженцы из Турции). Нахождение таких людей в приграничной зоне, в свете царившей тогда шпиономании, показадось нежелательным. Высылать их обратно в Турцию (считай на верную смерть) неприлично. А в Казахстан - куда ни шло.
Reply
Ни фига себе. Даже Алиев. Не знал.
Правда это армяшки утверждают, тут надо перепроверять. Но если Алиевы скрытые курды, то тогда вполне объяснимо, что они своих одноплеменников двигают на высокие посты.
Кляті курди заполонили рідний Азербайджан!
"Директива НКВД СССР о выселении 416 семей курдов и 150 семей репрессированных по приказу 00447 из приграничного Азербайджана в Казахстан"
Да именно об этом я и слышал.
Reply
Само слово "осман" ведёт своё начало от намеренно искажённого "оттоман", т. е. "атаман". Атаманская, т. е. казачья, ордынская Порта до последнего оставалась верна духу первой Империи и была ненавидима мятежной Европой не менее славян. Отсюда и всяческие манипуляции терминологические.
Не знать этого не простительно для людей, претендующих на незашоренность!
Reply
*Словарь Брокгауза и Эфрона лжёт как сивый мерин.*
Словарь Брокзауза и Эфрона, относительно осман, конечно врет. Но в том комментарии мы обсуждали не осман, а турок.
То что османы и турки не одно и тоже, хорошо знали ещё в середине 19 века.
Из "Военного энциклопедического лексикона", том 13, Санкт-Петербург, Типография главного штаба его императорского величества, 1857г :
"господствующее племя (османы - завоеватели страны, живущие, почти без исключения, по городам и крепостям) не превышает двух миллионов. Арабов и азиатцев приблизительно 900 тысяч, курдов около 1,5 миллионов, ансариев - 2оо и маронитов - 150 тысяч. Кроме чистых Османов, турецкого племени в Малой Азии полагают более 10 миллионов человек...
Reply
Османами в понимании вашего источника служили вытесняемые с Европы ордынцы, казаки, но всё равно число их явно преувеличено. Я в конце поясню почему.
Указаны 900 тысяч арабов и неведомых "азиятцев" - это скорее всего те самые отверженные, ибо понятия араба не было тогда. Они продукт послевоенной мысли.
Вызывают сомнения и какие-то "ансарии" и "марониты" - моё мнение, что таковыми обозвали рода, не принявших ватиканскую версию ислама, которую навязали Порте для окончательного размежевания с православием Бориса Годунова. Различие же между ними в том, что одни приняли европейского Христа, а другие остались верны духу православия. Позже из этих родов начали лепить армян, айсоров, турецких "греков" - как плацдарм будущих нападок на Истанбул.
Следующий пассаж тоже не менее примечателен - "Кроме чистых Османов, турецкого племени в Малой Азии...", что в принципе приравнивает возвращающееся с Европы казачество с остальными тюрками, антагонизм здесь чисто умозрительный!
Теперь применим закон Мальтуса к приведённым цифрам, взяв за основу османскую статистику начала 20-го века и увидим, что сей опус не мог быть подредактирован раньше 80-ых годов, я даже склоняюсь к концу 80-ых, как подготовка к будущей войне, но помешали этим планам измена новообразованной романовским двором Персии и проникший на Кавказ столичный нигилизм.
Reply
http://www.runivers.ru/lib/book3049/9637/
Reply
Reply
Leave a comment