Крепостная экономика

Sep 05, 2013 15:09

Цитата из книги Майи Курмачевой "Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII-начало XIX века)".

Министр внутренних дел Л. А. Петровский в записке «Об уничтожении крепостного состояния в России» (1845), рассматривая положение крестьян, утверждал, что «житейское состояние большинства вовсе не так дурно, как многие воображают». Он возражал против мнения, что «самостоятельное развитие человека, умственное и нравственное, может произойти только на свободе, что рабство унижает человечество и проч.», ссылаясь на то, что из «крепостного состояния у нас вышло едва ли не более замечательных в том или другом отношении людей, чем из крестьян казенных, что даже промышленность и торговля находятся преимущественно в руках богатых помещичьих крестьян». Все это он обращает в защиту крепостного права, якобы не подавляющего творческих возможностей народа.

Курмачева ссылается на работу В. И. Семевского "Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в." (СПб., 1888, т. 2, с. 137.). Я проверил - у Семевского действительно такой пассаж про Перовского и его записку действительно есть.
Интересно было бы посмотреть на статистику по владению крепостными различными заводами и торговыми фирмами. То, что такие случаи действительно были - известный факт. Кое-что про это есть в книге "Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века".

Один из наиболее хрестоматийных примеров - основатель династии купцов Морозовых:

Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин помещика Рюмина, работал ткачом на фабрике местного купца Кононова. Он занял у Кононова крупную сумму, чтобы откупиться от армейской службы (рекрутчины). Невозможность отдать долг из своего скудного жалования заставила Савву Васильевича перейти на сдельную оплату, и через два года напряженного труда деньги были возвращены кредитору. В 1797 г. Морозов женился на дочери красильного мастера Ульяне Афанасьевне. Благодаря ее приданому в пять золотых рублей он в том же году открывает собственную шелкоткацкую мастерскую. Товар сбывал в Москве, ежедневно пешком добираясь до Рогожской заставы. В 1820 г. Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму - 17 тысяч рублей ассигнациями.

крестьяне, 19 век

Previous post Next post
Up