Экспонат из музея истории Черноморского флота в Севастополе. Клятва севастопольского подпольщика.
Клятва
Я, член и руководитель подпольной организации К.П.И.В.Т.Н., существующей в Севастополе, Ревякин Василий 1918 года рождения Саратовской обл. Красовского р-на села Николаевка, член ВКП(б) с 1942 г. по нац. русский, в армии состоял в 18 гвардейском краснознамённом арм. арт. полку по занимаемой должности завскладом в звании старшины (в плен сдался 6 июля и из которого бежал в тот же день ), вступая в ряды народных мстителей фашистским убийцам обязуюсь:
Честно и беспрекословно выполнять все поручения и задания, возлагаемые на меня и всю мою организацию в целом со стороны командования кр. арм.
Глубоко хранить тайну в работе.
Если понадобится, готов отдать жизнь за победу над злым фашизмом.
За невыполнение вышеперечисленных мною обязанностей отвечаю по законам военного времени.
В чём я даю настоящую подпись.
В. Ревякин.
Кличка Орловский.
Обратите внимание, что в оригинале фраза про сдачу в плен добавлена уже после написания основного текста. Очевидно, никакого вышестоящего руководства у него в оккупированном Севастополе на момент написания клятвы не было, и данный документ он писал, видимо, сам для себя, и фраза про сдачу в плен тоже добавлена им самим по собственной инициативе.
Также стоит обратить внимание, что в названии организации подпольщиков совершенно однозначно читается буква "и", в то время как она называлась КПОВТН -
Коммунистическая подпольная организация в тылу немцев.
Биографическая справка Ревякин Василий Дмитриевич
Родился 26 апреля 1918 года в селе Данилкино Саратовской области. Окончил Балашовский учительский институт. В 1940 году был призван в Красную Армию. Великую Отечественную войну встретил на Южном фронте. Василий Ревякин принимал участие в обороне Одессы и Севастополя.
3 июля 1942 года по приказу Главного Командования советские войска после беспримерной 250-дневной обороны оставили Севастополь. Не все бойцы смогли эвакуироваться из Севастополя. В одной из таких групп оказался и заведующий продскладом артиллерийского полка Василий Ревякин. 6 июля 1942 года он попал в плен, откуда в этот же день удалось бежать.
Поселившись в Севастополе на Лабораторной улице, начал Ревякин с собственной легализации. Он явился в немецкую комендатуру, сказал, что - учитель, в армии по состоянию здоровья не служил, документы утеряны. Его невеста Лидия Нефедова и ещё двое знакомых подтвердила слова Ревякина. Назвался Ревякин - Александром Орловским, получил в комендатуре документы, позднее устроился работать в школу учителем. Вроде так и можно было пересидеть всю оккупацию, но Ревякин решил для себя по-другому.
В школе Василий Ревякин познакомился с Георгием Гузовым. Эти два человека и стали организаторами Коммунистической подпольной организации в тылу немцев. Вдвоем от руки писали 25 экземпляров первой политической листовки «Воззвание к трудящимся Севастополя», где призывали не соглашаться добровольно ехать на работу в Германию, а продолжать бороться с врагом. Удалось связаться с лагерем для военнопленных, где подпольную группу возглавил бывший работник горкома партии Николай Игнатьевич Терещенко.
В это время в городе разрозненно действовали 17 подпольных групп. Постепенно, через знакомых, Ревякин объединяет всех в одну со своим Уставом, Программой, дисциплиной. Все было строго законспирировано. Подпольная организация Ревякина состояла более чем из 200 человек. Члены организации устраивались на работу на наиболее важные предприятия и в организации: на железную дорогу, в полицию, в типографию городской управы, на биржу труда, шоферами в немецкую воинскую часть. Все они, рискуя жизнью, собирали ценные данные о расположении немецких штабов, о планируемых в городе карательных операциях и облавах, составляли списки немецких агентов и предателей. Подпольщики проводили диверсии и организовывали саботаж.
Севастопольские подпольщики помогли бежать из фашистского лагеря 110 военнопленным. Часть освобожденных осталась работать в подполье (Кузьма Анзин, Михаил Фетисов, Алексей Воронов, Михаил Балашов, Василий Горлов, Иван Пиванов). Некоторых с помощью машиниста А.П. Калганова подпольщики переправили в район Мелитополя для соединения с войсками Красной Армии.
К осени 1943 года в тайниках подпольной организации появилось оружие: автоматы, винтовки, ручные гранаты, взрывчатка, патроны. Подпольщики совершали диверсии на предприятиях города, в порту, на железнодорожной станции. Почти каждую ночь в Севастополе гремели взрывы. Выходили из строя суда, паровозы, взлетали на воздух бензохранилища и склады.
По случаю удалось купить свинцовый шрифт у знакомого, стащившего его у румын. Шрифт приобрели, якобы, для грузил рыбацких сетей. По предложению Ревякина типографию оборудовали в его доме, в погребе (сегодня в этом доме расположен Музей Севастопольского подполья). Потом купили старый радиоприемник.
10 июня 1943 года вышел первый номер газеты «За Родину». Газета выходила регулярно, 2-3 раза в месяц, тиражом 300-500 экземпляров. Расходилась газета мгновенно, в ней печатались различные сообщения из Москвы, в том числе сводки Совинформбюро, принимаемые с помощью радиоприемника, укрытого на конспиративной квартире. За чтение газеты подпольщиков немцы установили расстрел и вознаграждение тому, кто укажет нахождение типографии. Последний, 25-й номер газеты вышел 8 марта 1944 года.
Первый удар обрушился на севастопольскую подпольную организацию в начале октября 1943 года. Были схвачены Павел Данилович Сильников и его жена Таисия Петровна, Н. Г. Матвеев, К.В. Федоров, Т. Брацилова, К. Каратаев, Сейдали Агаев. На квартире Сильникова гестаповцы нашли радиоприемник, документы, дневник. Сильников и его товарищи вели себя мужественно и погибли, никого не выдав. В ответ на эту расправу подпольщики усилили борьбу с оккупантами. 22 декабря город потряс огромной силы взрыв, в результате которого на станции было уничтожено 38 вагонов с войсками и боевой техникой.
Позднее Ревякину удалось установить связь с крымскими партизанами и разведчиками Черноморского флота. Через них он передавал командованию Красной Армии ценные сведения о противнике. В одну из таких передач связи, в Крымском лесу был схвачен румынами один из связных. Не выдержав пыток, он выдал подпольную группу В. Ревякина. Начались аресты.
В феврале 1944 года последовал новый удар - были арестованы и погибли Владимир, Татьяна и Виктор Кочегаровы, Людмила Осиповна и Михаил Шанько. А спустя месяц фашистам удалось схватить Василия Ревякина и его жену Лидию. Вместе с ними было арестовано почти 30 человек: Николай Терещенко, Евгения Захарова, Иван Пиванов, Галина Прокопенко, Любовь Мисюта, Михаил Балашов, Нелли Велиева...
14 апреля 1944 года всех арестованных подпольщиков повезли на расстрел. Когда на 5-м километре Балаклавского шоссе грузовик остановился и последовала команда: «Арестованным выходить!», Ревякин и Терещенко бросились на конвоиров. Но силы были слишком не равны... В Юхариной балке подпольщики были расстреляны.
Звание Героя Советского Союза Ревякину Василию Дмитриевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за создание и руководство подпольной партийной организацией в Севастополе в годы Великой Отечественной войны, за заслуги, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Посмертно В. Ревякин награжден орденом Ленина.
В Севастополе именем В.Д. Ревякина названы площадь возле автовокзала, школа №16, перед которой установлен памятник герою, улица, на которой установлена мемориальная доска. Его имя выбито на Мемориале героическим защитникам Севастополя в 1941-1942 годах.