Экономика России после Смутного времени 1605-1612 годов была в упадке, часть купцов уехала за рубеж. Правительство царя Михаила Федоровича стало считать отъезд за рубеж изменой, а членам гостиной сотни разрешения на получение проезжих грамот для торговли за границей стали давать лишь при наличии поручных записей. За побег купца из России сурово карались не только его собственная семья, но и близкие родственники.
Вот что пишет по этому поводу Нина Голикова в своей книге "Привилегированные купеческие корпорации России XVI - первой четверти XVIII в.":
Ярким примером такой расправы является судьба торговых людей Котовых. Когда 2 марта 1628 г. один из братьев, гостиной сотни Давыд Котов с тремя своими людьми бежал в Литву, его сначала пытались задержать в пути. В дошедшей до нас грамоте новгородскому воеводе предписывалось «в городе и в остроге и на посадех и в деревнях и по всем большим дорогам и по малым стежкам всяким людем велети заказ крепкий учинили, где таковы люди объявятца и они б их поймав, привели...». Аналогичный указ был послан в Псков и в Печерский монастырь. В случае поимки, в Москву беглецов должны были вести «с приставом с добрым, и дорогою велети их вести с великим береженьем, сковав крепко». В мае 1628 г., когда Давыда задержать не удалось, его братья, Родион и Федот, несмотря на многие заслуги и звание гостей, а также племянник Сергей, сын уже умершего Андрея Котова, после допросов и пыток были сосланы в Сибирь, а все их имущество конфисковано. В вину им ставилось то, что «Давыдко своровал, отступил от бога и... государю изменил», а они об этом знали, ибо бежал «с их ведома и по их умышлению». На содержание ссыльных Котовых в пути было определено по 2 алтына человеку в день «из их изменных денег» Допускать к ним разрешалось только священника, всем другим разговаривать с ними запрещалось. В Тобольске арестантов разлучили и сослали в разные города. Сергея Котова по прибытии в Енисейск было приказано посадить в тюрьму «опричь иных сидельцев» и держать под особым караулом. С женами и детьми их всех тоже разлучили. Сами Котовы свою вину отрицали, утверждая, что в сговоре с Давыдом никогда не были. В 1633 г., они подали просьбу о помиловании, в 1634 г. отпущены из Сибири, но им все равно было запрещено жить в Москве. Разбросанные по разным городам Поволжья, в мае 1634 г. Котовы вновь писали в Москву, что «помирают голодною смертью» и как «великой милости» просили установить им корм «по 2 алтына в день» или по 1 рублю 30 алтын человеку в год. Только в сентябре 1635 г. братьям разрешили наконец поселиться вместе в Казани. Одновременно был дан указ выдавать им там по 3 алтына 2 деньги на день на два месяца, а затем «корма» больше не давать. Выезжать из Казани им запрещалось, а в том, что они этого указа не нарушат, была взята поручная запись. За Федота Котова поручились два москвитина, гостиной сотни Семен Сомовнин и Перфилий Васильевич Климшин, и семь казанцев; за Родиона - 15 свияжан, а за Сергия - 24 чебоксарца. Как можно предполагать, те же поручители помогли Котовым вновь стать на ноги, так как потомок их, гостиной сотни Викула Сергеевич Котов, упоминается в начале XVIII в. как купец, владевший в Казани десятью лавками. Эти лавки он сдавал внаем, так как сам промышлял скудным соляным промыслишком», покупая соль в Казани оптом, а продавая в розницу. Свой доход с лавок Викула определял в 20 рублей 10 алтын 5 денег в год.
Ну а более подробно про историю купечества из состава гостиной сотни в период Смутного времени вы можете прочитать в отрывке из той же книги Н. Голиковой, представленном на нашем сайте:
Купеческая "гостиная сотня" в период Смутного времени.