Секретный протокол Центробалта

Mar 07, 2018 20:44

Центробалт (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота) - выборный революционно-демократический орган матросских масс Балтийского флота в 1917 - начале 1918 г., созданный для координации деятельности флотских комитетов. Как пишет "Советская историческая энциклопедия" - "В 1918 5-й состав Центробалта (2(15) января - 4 марта 1918), ввиду отправки большого количества революционных моряков на сушу для борьбы за установление Сов. власти, подпал под влияние анархистов и был распущен в связи с организацией нового революционного командования (Совета комиссаров Балтийского флота)".

Все протоколы заседаний Центробалта были опубликованы ещё при Советской власти, кроме одного - протокола от 15 января, где матросы нелицеприятно высказываются о Ленине и Дыбенко. Впервые этот протокол опубликован в недавно вышедшей книге К. Б. Назаренко. «Балтийский флот в революции. 1917-1918 гг.» (Приложение 15, с. 210).

В этом посте я привожу этот протокол, взятый из книги К.Б. Назаренко. Пункты 1-3 и 5-6 протокола в книге не приводятся, как посвященные хозяйственным вопросам.

Протокол ЦКБФ № 14 от 15 января 1918 г.

По п.4. докладчик т. ТРОЯНОВ говорит, что товарищу ДЫБЕНКО я постановление от 1 января с.г. представил, который мало обратив на него внимания, а только лишь сказал, что «я приехать в этот срок не могу, т. к. я должен сделать доклад 3-му Всероссийскому Съезду рабочих и солдатских депутатов». Также был у т. ЛЕНИНА, с которым имел частную беседу относительно вооружения моряков Балтийского флота, который сказал, что «есть у меня бумага, в которой сообщается, что некоторые товарищи матросы занимаются грабе жом, конечно если бы были все товарищи сознательные, то таких нужно и даже необходимо вооружить». Я, товарищи, из всех слов тт. ДЫБЕНКО и ЛЕНИНА пришел к такому заключению, что нам необходимо теперь же принять самые решительные меры против т. ДЫБЕНКО и пр.

Товарищ САВОСЬКИН говорит, что из доклада т. ТРОЯНОВА я понял, что уже те наши товарищи, на которых мы так много питали надежды и верили им, оказывается, ошиблись и что на наши все просьбы и требования они не обращают никакого внимания, ввиду чего товарищи, я требую немедленного отозвания из Народных Комиссаров т. ДЫБЕНКО, а т. ЛЕНИНУ вынести недоверие.

Товарищ СКУРИХИН говорит, что я настойчиво требую немедленного арестования т. ДЫБЕНКО и предания Военно-Революционному Суду, как не исполняющего требований избирателей.

Товарищ СУРКОВ говорит, что я слышал доклад т. ТРОЯНОВА и предыдущих ораторов, которые требуют отозвать т. ДЫБЕНКО, арестовать и т. д. Нет, товарищи, сразу делать или поступать так нельзя, а необходимо все это постепенно проводить. Вы знаете хорошо, какой пост занимает т. ДЫБЕНКО. Я, товарищи, смотрю на этот вопрос так: прежде чем отозвать т. ДЫБЕНКО, нужно назначить кандидата на его место, которому он мог бы сдать дела. Кроме того, товарищи, я предлагаю выбрать комиссию для выработки резолюции и с нею послать в Петроград к т. ДЫБЕНКО.

Товарищ ЖАДИК говорит, что на нас со всех сторон нажимают, от нас требуют оружия, а мы требуем от Верховной Морской Коллегии, а она положительно не хочет нам отвечать, мы уже требовали три раза т. ДЫБЕНКО для доклада и объяснения Центробалту, но он все
время отнекивался и так по сие время не изволил прибыть, команды на кораблях уже выносят постановления в которых говорится, что Центробалт уже пользуется некоторым недоверием. Вы видите, товарищи, что уже этому морскому органу не стало того доверия,
каким он пользовался ранее, а чем же объяснить, что Центробалт теряет доверие [?] А тем, что он совершенно не получает никаких сведений сверху и если мы будем продолжать так далее свою политику, то мы не в далеком будущем будем генералы без армии.
Товарищ КУРДЮКОВ подтверждает слова т. ЖАДИКА и говорит, что мы требовали прислать 3-х представителей для разъяснения массам всего положения, какое создалось в России - увы, их нет. Видимо, что им матросы стали не нужны.

Товарищ КАБАНОВ говорит, что вы, товарищи, к этому вопросу подходите осторожнее, вы знаете, что т. ДЫБЕНКО выбран 2-м Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов, и если, отзывая его и не доверяя ему, этим вы выносите недоверие и Советам, за которые мы так долго и много боролись.

Товарищ ИКОННИКОВ говорит, что я ранее был против всяких ультиматумов, теперь тоже против их, а нужно просто сделать, призвать т. ДЫБЕНКО и пусть он нам даст отчет о своих делах за время пребывания в Верховной Морской Коллегии, а тогда уже нам будет видно - отозвать его или нет.

Товарищ ГНЕДИН говорит, что долго ли еще так будет, мы просим, мы требуем, им ультиматумы предъявляем, но на все это нуль внимания. Нет, мы должны раз сказать, чтоб все Комиссары знали, что мы за ними следим и видим, что они делают и пусть они знают, что матросы - авангард Революции и они никогда не потерпят поведение тех Народных Комиссаров, которые не стали считаться с этим авангардом. Я же требую через 33 секунды отозвать т. ДЫБЕНКО из [Совета] Народных Комиссаров.

Товарищ КАМАШКО говорит, что мы только со слов т. ТРОЯНОВА и слышали одно, что он ультиматум передал т. ДЫБЕНКО и слышал объяснения т. ДЫБЕНКО, а никаких данных нет и вдруг надо отозвать, да ведь это глупо, отзывать только выслушав одну сторону. Я настаиваю вызвать т. ДЫБЕНКО в Центробалт и пусть он даст объяснения и тогда видно будет, отозвать или нет. Я против того, чтобы сейчас отозвать т. ДЫБЕНКО.

Товарищ СИЗОВ говорит, что у матросов богов нет, если т. Ленин требует гарантии от матросов, а он забыл, что на матросских штыках получил власть и он должен исполнять требования и нужды массы.

Товарищ ДУДИН говорит, что мы, товарищи, фактически висим на воздухе, что я основываюсь на тех фактических данных, которые приводят т. ЖАДИК, да и взгляните вы открытыми глазами в те массы, которые избирали вас, то вы вынесете то впечатления, что вы - генералы без армии. Это не секрет ни для кого, что сейчас говорил т. КУРДЮКОВ, что мы просили 3-х представителей из Петрограда для обрисования того положения, которое создалось в стране, и я вас спрашиваю, товарищи, приехали они или нет [?] Нет, они не приехали, товарищи, я вам приведу несколько фактов, которые за себя говорят. Я вас спрошу, что вы знаете о мирных переговорах - да положительно ничего. Массы более нас знают, они более нас получают сведений из газет, чем мы. Я это говорю потому, что ежедневно бываю на своих кораблях, а потому я в курсе этого дела. Вот, товарищи, те факты, которые я привел вам. На основании этих фактов мы действительно являемся генералами без армии. А почему мы стали генералами без армии [?] Потому, что нас не информировали сверху. Я скажу вам, что прав был т. ТРОЯНОВ, когда мы огульно услышали, что идет 25 000 штук револьверов, то тогда т. ТРОЯНОВ и я настаивали послать отряд и анархическим путем забрать, а потом привезти сюда. Вы тогда сказали, что ультимативно потребуете сюда, но где же они [?] Ваш ультиматум, исполнен ли он [?] Я скажу, что нет, и отвечу на него - нет. Из этого ясно, что с нами не хотят считаться, нас уже в настоящее время считают жандармами, да и в самом деле, что мы как жандармы, где какие ни есть беспорядки, требуют матросов. Матросов требуют для подавления контрреволюции, матросов требуют для подавления Каледина, матросов требуют против Украинской рады и т. д. И матросы же, проникшие [ся] сознанием революции и за право угнетенного народа, везде и всюду идут и подавляют всякие восстания и саботаж. Я бы спросил - где же Красная гвардия, которая вооружена до зубов и получающая 15-20 рублей в день [?] Ее нет. [Нрзб.] в будущем для того, чтобы власть укрепить прочнее и тогда можно будет как угодно руль правительственного корабля повертывать ибо неоткуда будет ожидать опасности, т. к. единственные матросы еще следят за всеми действиями правительства, то их под тем или иным предлогом нужно вывести из той могущественной силы и если мы, товарищи, будем смотреть на это все пассивно, то помните, что мы придем в тупик (аплодисменты). Я, товарищи, уверяю вас, до тех пор не будет верить народ и до тех пор у нас не будет твердой власти и порядка, пока не придет сам мужик к власти в лаптяхи скажет, что я хозяин земли Русской и вы должны меня слушать (гром аплодисментов).

Товарищ СКУРИХИН говорит, что я тысячу раз говорю, что человек, который является к Революционному рулю, то [это] его портит и [он] забывает массы. Я и ранее никогда не верил ни т. ДЫБЕНКО, ни ЛЕНИНУ, и я не ошибся, они действительно являются истуканами, когда они обязаны от нас просить доверие и поддержку, а не от нас о нашей благонадежности гарантию. Что это значит, самодержавие что ли, которое от нас требовало гарантии посредством присяги, нет, товарищи, на таких истуканов мы должны смотреть иначе. Я требую собрать пленарное заседание и сделать полный доклад, а для собрания приготовить весь имеющийся у нас материал, для этого нужно выбрать комиссию, помните, товарищи, что далее продолжаться так нельзя (аплодисменты).

Товарищем ИКОННИКОВЫМ внесено предложение следующего содержания: предлагаю выбрать редакционную комиссию, которая составит резолюцию или постановление и будет вынесено то или другое на общее собрание для утверждения и внесения поправок.

Собрание единогласно предложение принимает и выдвигает в комиссию кандидатов: т.т. ТРОЯНОВА, ИКОННИКОВА, П. СКУРИХИНА, ГНЕДИНА И ЖАДИКА.
Кандидаты собранием единогласно утверждаются.
В 14 час. 30 мин. т. Председатель объявляет перерыв на обед.
В 15 час. 30 мин. под председательством т. ДОЛГОВА заседание объявлено продолжающимся.

Комиссией внесено на обсуждение и утверждение выработанное постановление следующего содержания:

Заслушав доклад т. ТРОЯНОВА, возвратившегося из Петрограда с поручением подачи ультиматума т. ДЫБЕНКО с требованием Центробалта приехать по получении сего в 24 часа для доклада своей деятельности во время пребывания в Морской коллегии и выяснения по вопросу о вооружении револьверами моряков Балтийского флота, а также для получения других более важных ответов и ввиду неоднократного настоятельного требования Центробалта о приезде Народного Комиссара по Военно-морским делам т. ДЫБЕНКО для доклада о деятельности Морской коллегии; оставались всегда умалчивающими не придавалось ни малейшего внимания со стороны т. ДЫБЕНКО, Центробалт счел необходимым срочно оповестить все морские части Революционного Балтийского флота об уклончивом и как не отвечающем демократическим принципам поступок т. ДЫБЕНКО, немедленно заявить, что подобный негодующий и отнюдь не допустимый поступок нами же избранного на такой высокий и ответственный пост, на пост Народного Комиссара, крайне возмутительный, не может быть терпим в рядах передового авангарда Революционных моряков. ЦКБФ постановил: с 17 января с.г. лишить полномочий т. ДЫБЕНКО быть нашим представителем в Верховной морской коллегии, о чем и ставит в известность Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а также Морской законодательный совет.

Сие постановление принимается 26-ю голосами против 1-го и при 2-х воздержавшихся.

Особое мнение группы членов Центробалта:

При принятии постановления Центробалта об отозвании т. ДЫБЕНКО из Совета [Народных] Комиссаров мы, группа членов вышеозначенного органа, в корне не соглашаясь с этим постановлением, влекущим за собой тяжелые последствия, и зная т. ДЫБЕНКО как хорошего работника, защищавшего с первых дней Революции идею народовластия и считая, что настоящее постановление вызвано необоснованно по докладу имеющих личное предубеждение по отношению к т. ДЫБЕНКО лиц, настроенных вообще против [Совета] Народных Комиссаров, старающихся подорвать авторитет таковых, а потому считая такое постановление неправильным, категорически протестуем против него.

Подписали: БЛОХИН, ИЗМАЙЛОВ, ДОЛГОВ, СОЛОПЕНКО и АЗАРОВ.

1917

Previous post Next post
Up