May 02, 2017 18:22
Два отрывка из книги Сергея Козлова "Аграрные традиции и новации в дореформенной России" (М.: РОССПЭН, 2002, С. 176, 213).
Говоря о деятельности властей по развитию сельскохозяйственной образования и обучения крестьян в дореформенный период, нельзя не обратить внимания на пресечение правительством попыток создания ряда обществ для распространения грамотности. Нельзя не сказать и об отрицательном воздействии отечественной цензуры на развитие сельскохозяйственного образования во второй трети XIX в. Материалы, обнаруженные автором в фонде Московского цензурного комитета, свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период было запрещено опубликование целого ряда ценнейших хозяйственных руководств и сельскохозяйственных описаний. Однако особенно заметный ущерб развитию низшего сельскохозяйственного образования был нанесен цензурой в результате запрещения издания «Азбуки для крестьянских детей, приспособленной к их понятиям», составленной в 1847 г. Платоном Макаровым. В этом замечательном памятнике русской просветительской и рационализаторской мысли предреформенной эпохи давались подробнейшие рекомендации для крестьян по ведению рационального хозяйства. При этом особое внимание обращалось на соблюдение усовершенствованных севооборотов, а также на использование «правильных» земледельческих орудий, кошение хлеба, внедрение травосеяния и ведение «правильного» скотоводства. Много места отводилось также рассмотрению вопросов, связанных с разведением овощей и «сохранением их впрок». Здесь же подчеркивалась огромная польза картофеля для крестьянского хозяйства. Характерно, что «Азбука для крестьянских детей...» была одним из немногих учебных сочинений дореформенной эпохи, полностью адаптированных для восприятия крестьянами. Она была написана простым, живым и образным языком; составлена в форме вопросов и ответов; хорошо учитывала все нужды и потребности нелегкой крестьянской жизни.
Мотивы запрещения публикации указанных изданий к настоящему времени установить не удалось. Возможно, это было связано как с общей цензурной политикой рассматриваемого времени, так и с нежеланием «власть предержащих» предпринимать меры, направленные в конечном итоге на формирование относительно независимой (в хозяйственном отношении) личности крестьянина.
....
Утверждение новых идей и методов рационального хозяйствования в России происходило в сложных условиях обострения социальных противоречий в предреформенной деревне и идеологической борьбы между либералами и крепостниками. Не следует забывать и о том, что в крепостническом государстве даже само слово «прогресс» находилось практически под запретом. В одной из записок, внесенных министром финансов П.Ф.Броком в Еврейский комитет в 1858 г., предлагалось «отменить разные ограничения, которые, стесняя промышленность и торговлю, препятствуют развитию общенародной деятельности, благоприятствуют монополии, отягчающей производителей и потребителей, и вообще состоящие в противоречии с прогрессом гражданственности». Император Александр II написал против приведенного места в журнале Еврейского комитета: «Что за прогресс!!! Прошу слова этого не употреблять в официальных бумагах». Указанная «высочайшая резолюция» 18 мая 1858 г. была доведена до сведения членов комитета.
19 век