В начале двадцатого столетия в царской России не было нацпроекта "Я помню, горжусь". Не было, наверное, за ненадобностью - и без того и помнили и гордились. Тем не менее, военно-исторические фильмы получали поддержку на самом высоком уровне и их съемки частично финансировались из казны. Кроме того, традиция использовать на съемках военных фильмов солдат российской армии зародилась именно тогда - в годы правления последнего российского императора. Николай II канонизирован как мученик и страстотерпец, но как глава государства он совершил немало ошибок, приведших в конце концов к гибели Империи. Тем не менее, в области финансирования военно-патриотического кинопроизводства никаких ошибок он не совершал.
Практически все военно-исторические блокбастеры девятисотых - девятьсот десятых годов снял режиссер Василий Гончаров (1861-1915). В начале двадцатого столетия он работал начальником железнодоржной станции Малороссийская на Владикавказской железной дороге, а в свободное от службы время писал пьесы, которые никто не хотел ставить. В 1908 году он оставил железнодорожную службу и решил полностью посвятить себя творчеству. В Москве ему наконец удалось пристроить на театральные подмостки пьесу "Понизовая вольница", посвященную знаменитому разбойнику Стеньке Разину. Для пьесы ему потребовались "киноиллюстрации" и он обратился к продюсеру Александру Дранкову с просьбой снять фильм о любви Разина к персидской княжне. Так родился на свет первый русский исторический фильм. Гончаров в этом фильме был только автором сценария, съемками занимался режиссер Владимир Ромашков. Ныне этот фильм смотрится как комедия. Хотя снималась именно историческая драма. Просто в те времена о том, как снимать исторические драмы кинематографисты имели весьма смутное представление - кинематограф не только в России, но и во всем мире делал первые шаги.
Стенька Разин. 1908 год
You can watch this video on www.livejournal.com
Продолжение статьи тут:
http://statehistory.ru/621/Voenno-istoricheskie-blokbastery-tsarskikh-vremen/