20 августа день 10,
Барселона - Рим - Барселона
Рим!
Как же долго я ждала новой встречи с ним! С первой минуты после приземления ощущение сбывшегося сна не покидает: скажем, когда мы ехали из аэропорта в город, я на очередном повороте увидела вдалеке крышу базилики и вдруг отчетливо поняла, что сейчас появится здание акведука.
И точно.
Я помнила, что левая дверь Санта Мария Маджоре - та самая, которую открывают раз в декаду.
Сейчас мы сидим в тенечке под Колизеем в ожидании времени наших электронных билетов - Ульяна дремлет, Вася записывает в молескин апостолов с их деяниями, Соня смотрит кино, я пишу. Перед нами облущенные стены Колизея, над ним лазурное небо без единого облачка. Ветерок обдувает лица и шевелит одежду. Рим живёт своей жизнью - город, рождённый людьми, но многократно превзошедший и переживший всех их, своих создателей. Город, обретший свою собственную плоть и кровь, свой собственный голос.
И у меня ощущение, будто этот город будет со мной всегда.
Началось все ещё тогда, когда, планируя нашу поездку, мы выбирали, куда на денёк выбраться из Барселоны. Мадрид отмели сразу, посмотрев среднюю температуру за бортом в августе. Даже музей Прадо нас не соблазнил. Соответственно, Толедо тоже отпал. Осталась Валенсия. Стали смотреть билеты. Если автобус, то 4 часа в одну сторону, если самолёт, то прямой дорого, но есть лоукостер с пересадкой в Риме. В Риме? Ну и зачем нам тогда эта ваша Валенсия? Летим в Рим!
Успели большую часть намеченного, хотя это казалось и невозможным, и ненужным. От вокзала Термини оказалось два шага до Санта Марии Маджоре, история строительства которой - со снегом августовский утром и сном с ангелами, который одновременно приснился сразу двум людям, один из которых был папой, - подозрительно напоминала историю со строительством храма Девы Марии в Праге. Видимо, фантазии не хватило придумать что-то новое, да и зачем, если все получилось. Наконец-то мы подробно рассмотрели византийские мозаики 5го века, сходили в крипту, зашли и в Сикстинскую капеллу, и в капеллу Борджиа, и в капеллу Сфорца; полюбовались перуанским золотом, приплывших на галеонах из свежеоткрытой Америки, которым папа Александр Шестой - да, тот самый Александр Шестой Борджиа, который стал зловещим олицетворение этой фамилии - повелел украсить кессонный потолок.
Колизей истоптали вдоль и поперёк, обошли кругом, все подробно разглядели, даже капители колонн. А то с прошлого раза помнится только крест в память о погибших на его сцене христианах. Вниз опять попасть не удалось, хотя мы были убеждены, что сможем спуститься на арену. Наснимались во всех возможных и невозможных позах по горизонтали и вертикали, на радость другим туристам. Особенно органично вписывалась в интерьеры Ульяна в своем платье-тунике.
К тому моменту, как мы оказались на Форуме, солнце лупило нещадно. Васю, конечно, сразу поджарило, а фонтанчиков внизу, как назло, не наблюдалось. Поэтому гуляли там довольно динамично. И вот что обидно - я же специально подтянула матчасть и даже карту распечатала, но на месте не смогла ни сориентироваться по ней, ни что-либо вспомнить. Так что бродили интуитивно, временами почитывая подписи. Полдня пролетели одним духом, и когда мы я поднялись сначала на Палатин (где напились, умылись и практически искупались во всех фонтанах), а потом вползли на Капитолий, времени оставалось лишь на неспешное, но неуклонное движение в направлении вокзала, так что все лежащее не по пути, типа площади Навона или Народной, пришлось отмести.
Заглянули на Арджентину. Там когда-то собирались что-то строить, копнули - нашли четыре храма. Рим вообще весь такой, местами даже копать не надо. Раскопки законсервировали, и на них поселились коты. А потом появилось два кошачьих ангела-хранителя. Они их лечили, стерилизовали, кормили, пристраивали. Сначала на свои деньги, потом о приюте узнали, люди начали приходить, покупать штучки с котами, брать их на дистанционное содержание. Мы были там пять лет назад, когда одна из женщин, организовавших этот приют, умерла от онкологии. К сожалению, тогда ничего купить я не могла, поэтому в этот раз пришлось раскошелиться.
Коты, конечно, боевые. Настоящие. Одноухие и одноглазые, с рваными носами, без хвостов и пальцев на лапах, с гноящимися глазами, проплешинами...
Какие-то лезут гладиться под руку, с рычанием бросаясь на рискнувшего приблизиться собрата, а какие-то шипят и скалятся, стоит поднести к ним руку...
Узнав, что у нас с Ульяной десять котов на двоих, хозяйка просветлела лицом и отперла нам кошачий пансионат, где находятся больные и старые животные, которых не выпускают живописно валяться на руинах. Кстати, эти коты, что нежатся на солнце, ни на какое кискис и ухом не ведут, хоть ты обкискискайся.
В пансионате были слепые старички, котята в клетках и кошка без ушей, которую завтра забирают в дом.
Я купила штучек на память. Уверена, мои небольшие денежки тоже кому-то из хвостатых пригодятся.
Пантеон! И чудесная кофейня Золотая чашка, где такой вкусный и ароматный кофе, что запах стоит на всю площадь. Кофе нам сейчас не помешает.
Господи, как же там прекрасно. Там - это везде. Прекрасен Пантеон, где я снова сбегала сказать спасибо Рафаэлю. Через год будет 600 лет со дня его смерти, а на его могиле живые цветы. Полистали графический роман о его жизни.
Смешно. Сам концепт, в смысле.
К Рафаэлю и вот еще Боттичелли у меня практически личные чувства, прямо как к живым. Обязательно хочу попасть во Флоренцию именно ради него.
Возвращались в аэропорт на закате.
Снова виадук, базилика, силуэты пиний на фоне неба - самые любимый вид, самый родной мой город, надевающийся на меня как точно сшитая по моим меркам одежда, как кожа. Даже жара была родная. Рим - мой наркотик, моё искушение. Город, в который я влюбилась сразу. И в этот раз я поняла, что наши чувства взаимны. А иначе как бы я могла все это помнить, как могла найти, как могла интуитивно ориентироваться и не бояться потеряться, если заблужусь?
Я вернусь туда снова. В конце концов, я снова бросила монетку в фонтан Треви. В прошлый раз это помогло.
Дивный красавец-стюард, проверяя наши билеты на входе в самолёт, уточнил: All four to Madrid, right?
Одиннадцатый час ночи, задержка рейса (во время которой обнаружившая пианолу Вася занималась угадайте, чем), подъем в три утра (соответственно, спали сегодня ровно три часа), 18 км пешком по солнечному Риму при почти 40 - представляете мою реакцию на слово «Мадрид»?
Какой, нахрен, едрит-Мадрид?!?
No, to Barcelona! - проблеяла я.
This one is not to Barcelona, - стюард выдержал мхатовскую паузу, позволив мне покрыться ледяным потом, даром что на солнце Форума я прокалилась так, что в темноте радиоактивно светилась, и улыбнулся так, что я немедленно простила ему и эту шуточку, и прочие грехи тоже отпустила, - just joking :)
Стоило сесть и пристегнуться, как у меня случился монтаж, и следующая фраза после «Командир приветствует вас на борту...» была «Посадка через десять минут».
Счастливые и довольные, мы вышли в испанскую ночь, не подозревая, какое смачное приключение ждёт нас в ближайшее время.
Поскольку вылет подзадержали, мы прилетели уже заполночь. Почему мы не взяли такси прямо в аэропорту, почему хотя бы не приценились - не знаю. Списываю это на групповую усталость, недосып и перегрев.
Вызвали такси местным телефонным приложением, где сразу указываешь адрес файнал дестинейшн.
Утром мы выезжали с улицы Bessos, 25. В предлагаемых приложением вариантах адреса первым стоит «Bessos, 25».
Ура, какое умное, - вяло думаю я, - помнит, откуда мы приехали, и хочет вернуть нас домой.
Я кликаю на него, потом мы не без труда встречаемся с таксистом, нашедшим нас в темноте и толпе второго терминала, потом едем в ночи, петляем по горам и улочкам, куда-то вскарабкиваемся - и оп, он останавливается у какого-то совершенно не знакомого дома со словами «Все, приехали».
Мы растопыриваемся всеми конечностями и отказываемся выходить из такси, потому что пейзаж не наш и дом не наш тоже.
Водитель - здоровенный негр, едва понимающий по-английски, натурально, охреневает.
Дальше начинается диалог на ломаном английском в стиле Иронии судьбы:
Третья улица Строителей?
Третья улица Строителей!
Дом 25?
Дом 25?
Москва?
Ленинград!
Кто ж знал, что помимо Барселоны такая улица есть ещё в пригороде! И это хорошо ещё, что в пригороде, а не где-нибудь под Толедо. А так моя невнимательность обошлась нам только в четвертак. Хотя, признаться, даже будь я не настолько усталой, я бы вряд ли среагировала на мелкий серый шрифт под адресом - решила бы, что это просто район, типа Оспитальер-Ллобригад.
СПАААААТЬ!!!!