Мне посчастливилось побывать на мастер-классе, у фотографа, который освоил технику фотографирования из XIX века - цианотипию. Увлекательно)Всего несколько человек в Украине и Европе освоили это искусство.
Это тебе не двухкилограммовая зеркалка, да? Размер кадра 18*24 сантиметра!
А сколько весит - если учесть, что корпус деревянный!
И как надо следить, что нигде никакой щелочки-дырочки, а то засветится пленка - и прощай снимок...
Да и саму фотографическую пластину жалко - пленка для нее нынче недешевая. Хотя, для экономии можно взять рентгеновскую))
А изображение выходит перевернутое! Очень непривычно - глаза то не перевернешь, чтобы откалибровать четкость-резкость.. Представляю, сколько надо времени, чтобы привыкнуть так снимать.
И в итоге, после проявки пленки получается вот такой негатив. Сама проявка, кстати, может длится от 2 часов до недели - в зависимости от эффекта, который хочется получить. И ведь никогда не знаешь, что получится и получится ли вообще. Представляю горы дорогих пленок, которые пришлось потратить мастеру, чтобы научиться...
А дальше уже проще... Наверное. Ведь на качество конечного снимка влияют и вода, и ее кислотность, и бумага, и реактивы...
Кстати, большинство из них можно найти в интернете или в же в обычном супермаркете.
Привычный пищевой желатин, к примеру, помогает закрепить снимок.
Красная кровяная соль, желатин и лимонная кислота и... к сожалению, не запомнила третий ингредиент((
Но ведь еще огромную роль играет бумага. Лучше всего брать акварельную - она лучше переносит воду. Именно на нее наносится основа, на которую потом будет переходить фотонегатив.
Или же вот, второй вариант - именно на этой модели был показан весь процесс.
В итоге получается вот такой негатив.
Который переносится на подготовленную бумагу путем лежания на солнышке. У нас было холодное и не очень яркое февральское утро, поэтому наши фотопробы загорали довольно долго.
Как определить готов ли отпечаток. Только наблюдать. Сперва фотоэмульсия на солнце становится синей, потом понемногу темнеет и в конце-светлеет. Вот когда краска из синей стала светлой - снимок готов, можно подавать))
А это - уже перенесенный на бумагу почти готовый вариант.
Который теперь надо промыть...
... пока вода не станет обычной, т.е. бесцветной, а то поначалу она желтоватая.
И если есть необходимость - легонько покропить обычным нашатырем - чтобы проявить все детали снимка.
Вот, например, было
стало...
Если же изображение после всех промывок вышло слишком темным - на помочь придет обычная сода, разведенная с водой. Можно аккуратно нанести ее на слишком темные участки или же выкупать в ней все изображение, если есть необходимость. И снова промыть!
Если же конечный результат по цвету устраивает - то фотография благополучно отправляется на просушку...
и вы становитесь обладателем снимка за технологией XIX века.
Вот это мой снимочек - я сам сделалъ!!
Да, он получился немного темноват, пришлось дома дополнительно промывать с содой отдельные участки.
А если ж душа требует экспериментов, то снимок можно подкрасить в благородный коричневатый цвет с помощью обычного натурального кофе или коры дуба.
Да.а... это определенно не нажать на кнопочку и поиграться в фотошопе. Это как когда-то делали... А ведь от тех, старых фотографий совершенно другое впечатление...