Пост посвящен фронтовикам, которые после окончания войны стали звездами отечественного кинематографа. Среди тех, кто прошел Великую Отечественную войну - Владимир Этуш, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и другие любимые советские артисты.
Юрий Никулин
Юрий Никулин прошел не одну войну, а две. После окончания школы в 1939 году 18-летнего Юру призвали в армию для службы в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов зенитная батарея, где служил Никулин, охраняла воздушные подступы к Ленинграду.
Весной 1941 года Юрий Владимирович уже готовился к демобилизации, но началась Великая Отечественная война, и Никулин продолжил службу, оставшись под Ленинградом. «Первого убитого при мне человека невозможно забыть, - вспоминал актер. - Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто».
В 1943 году Юрий подхватил воспаление легких и был отправлен в госпиталь. А поправившись, снова отправился на фронт - в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино, где и встретил победу. В 1946-м Никулин был демобилизован в звании старшего сержанта. За заслуги в боевых действиях Юрий Владимирович был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
О своем фронтовом прошлом Никулин рассказывать не любил. «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно», - вспоминал Юрий Владимирович.
Среди множества картин, в которых он снялся (в большинстве своем, комедии), было две особенных. В 1975-м на экраны вышла киноэпопея «Они сражались за Родину» режиссера-фронтовика Сергея Бондарчука, а в 1976-м - фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны», сценарий к которому написал Константин Симонов. Он же, Симонов, выбрал Никулина на главную роль. Воспоминания о войне всегда ранили Юрия Владимировича. Он пытался было отказаться, но Симонов сумел убедить актера, что лучше него, пережившего войну, эту роль не сыграет никто.
Владимир Этуш
Владимир Этуш не скрывает, что из всего множества воинских отличий самой дорогой для него является его первая награда, полученная за боевые заслуги, - орден Красной Звезды. До войны Этуш успел только один год проучиться в Щукинском училище. Однако, несмотря на бронь, которая была у всех студентов «Щуки», осенью 1941-го он написал заявление с просьбой отправить его воевать. «Утром пошел и попросился добровольцем на фронт. Юношеский порыв, о котором я ни разу не пожалел, - вспоминает Владимир Абрамович. - Даже дату запомнил, когда пошел в военкомат писать заявление, - 16 октября 1941 года».
Девятнадцатилетнего добровольца, который по настоянию мамы в школьные годы изучал немецкий язык, сначала направили на четырехмесячные курсы военных переводчиков, а затем готовили к службе в разведке. Однако забрасывать ценного бойца в тыл врага по каким-то причинам передумали. Лейтенант Владимир Этуш попал в стрелковый полк, где служил сначала переводчиком в полковой разведке, а затем стал оперативным помощником начальника штаба.
Владимир Этуш принимал участие в боевых действиях в Осетии, в горах Кавказа, участвовал в обороне ингушского города Малгобек, а также в освобождении Ростова-на-Дону и Украины. В 1943 году во время боя под украинским городом Токмаком Этуш был тяжело ранен. А после госпиталя получил вторую группу инвалидности и был комиссован.
6 мая, Владимиру Этушу исполнилось 94 года. За всю свою жизнь он почти не снимался в фильмах о войне. По его словам, война часто снится ему и сегодня. «Наверное, потому, что там я пережил самые страшные дни, - говорит Владимир Абрамович. - Никакой спектакль не способен передать весь ужас того времени. Мы голодали, тащили на себе раненых, ночами без сна выслеживали врага. Кстати, под Ростовом я понял, что ресурсы человеческого организма беспредельны… Сколько раз я должен был на фронте погибнуть, не передается исчислению».
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов к началу войны успел сыграть несколько эпизодических ролей. Его призвали в армию в августе сорок первого - и почти сразу он попал на передовую. За год дослужился до старшего сержанта, стал командиром взвода зенитной артиллерии.
Однако никаких наград за войну у Папанова не было. «Это было страшное время, когда наши отступали и отступали, неся огромные потери, - вспоминает вдова Анатолия Папанова Надежда Каратаева, - Потому-то и орденов с медалями у Толи не было - во время отступления их не давали. В марте 1942 года Толю ранило. За две минуты в том бою бомба уничтожила всю их зенитную батарею».
Анатолий Дмитриевич рассказывал, что, очнувшись, не чувствовал ноги, будто ее оторвало. «Осмотрелся - рядом огромная земляная воронка, и кругом лежат убитые товарищи. Никого живого», - вспоминал актер. К счастью, раненного Папанова разыскал санитар. Оказалось, что из сорока человек выжили только двое! Ранение было очень тяжелым, но, к счастью, нога актера осталась почти цела: врачи ампутировали только два пальца. А ведь в то страшное время при подобных ранениях, чтобы не началась гангрена, могли и всю ногу отнять.
Полгода провел Папанов в госпитале, а потом его признали негодным к службе в армии, он получил инвалидность третьей группы. Однако от мечты стать актером не отказался. «Поступать в ГИТИС Толя явился на костылях, но пообещал, что быстро научится ходить нормально. И научился ведь - даже танцевать мог! Мальчишек среди абитуриентов тогда было мало, поэтому его приняли легко и зачислили сразу на второй курс», - рассказала вдова актера.
В отличие от многих коллег, прошедших фронт, Папанов считал, что рассказывать о войне обязательно надо. Чтобы не повторилась. Он делился воспоминаниями о сороковых-пороховых, хотя те годы остались незаживающей раной. Снимался в фильмах о войне - среди них любимые зрителями «Живые и мертвые» и «Белорусский вокзал». А однажды в спектакле, поставленном Марком Захаровым по пьесе Брехта, даже сыграл Гитлера.
Михаил Пуговкин
Начало Великой Отечественной войны совпало с днем съемок одного из эпизодов картины «Дело Артамоновых», ставшей кинодебютом молодого актера Михаила Пуговкина. А уже через два дня 18-летний артист ушел добровольцем на фронт. «Я ушел в ополчение, Девяносто автобусов уезжало, половину по дороге разбомбило, а Ельня, где я оказался, семь раз переходила из рук в руки. Это было мое боевое крещение. Потом я попал в действующую армию, в разведчики», - вспоминал Михаил Иванович.
В октябре 1942 года во время тяжелейшего боя под Ворошиловградом (ныне Луганск) Пуговкин был тяжело ранен в ногу. У него началась гангрена, актера готовили к ампутации. Но Михаил умолял главного хирурга полевого госпиталя оставить ему ногу: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» И врачу удалось сотворить практически невозможное. После госпиталя Пуговкина комиссовали и наградили орденом Отечественной войны II степени.
К слову, в 1943 году, еще когда не зажило ранение, Михаил Пуговкин, опираясь на палочку, сыграл эпизодическую роль в комедии «Свадьба». «Снимая сцену пляски, оператор заметил пятна крови на брючине, - рассказывал Михаил Иванович. - Съемку остановили. Дежурная медсестра сменила мне повязку, и я еще более азартно доплясал сцену».
Зиновий Гердт
В июне 1941 года 25-летний театральный актер Зиновий Гердт ушел добровольцем на фронт. После специальных краткосрочных сборов в военно-инженерном училище он был направлен на Калининский, а затем на Воронежский фронт, где командовал саперной ротой. Артист дослужился до звания старшего лейтенанта, был командиром саперной роты, был не раз награжден.
13 февраля 1943 года Гердта тяжело ранило в бою с фашистами под Белгородом. «С опушки леса санинструктор Верочка Веденина видела, как нас с комиссаром полка ранило, - вспоминал Зиновий Ефимович. - Под вражеским огнем она тащила меня на плащ-палатке четыреста метров до леса. Она была белая от изнеможения... Обстановка на фронте была столь тяжелая, что в госпиталь невозможно было доставить тяжелораненого. Младшего лейтенанта восемь баб тащили от деревни до деревни. Это была чудовищная эпопея». Актера доставили в госпиталь, однако вылечить сильно поврежденную ногу долго не удавалось.
В течение года, сделав десять операций, врачи пытались спасти ногу актера от гангрены. Если бы не помогла и одиннадцатая, провели бы ампутацию. Последнюю операцию делала ведущий хирург Боткинской больницы Ксения Максимилиановна Винцентини, жена конструктора Сергея Королева. И ей удалось таки добиться успеха. Правда, пришлось укоротить ногу аж на восемь сантиметров. Всю оставшуюся жизнь Зиновий Ефимович прихрамывал и не мог согнуть колено, что много лет спустя позволило его другу Валентину Гафту посвятить ему эпиграмму:
О, необыкновенный Гердт,
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт -
Колено он непреклоненный.
Кстати, прежде чем стать киноактером, Гердт почти 40 лет прослужил «за кадром» - в театре кукол Сергея Образцова.
Владимир Басов
С самого детства Владимир Басов твердо решил связать свою жизнь с кинематографом. Окончив школу, летом 1941 года будущий артист пришел во ВГИК, чтобы узнать правила приема. Планы разрушила война. Он добровольно ушел на фронт рядовым. Говорят, даже приписал себе год, чтобы пройти по возрасту.
Лейтенантом Владимир Павлович стал благодаря невероятному случаю. В 1941 году его артиллерийская часть сражалась под Химками. Басов отстреливался до последнего снаряда и остался в живых. Один из всей батареи. Генерал, приехавший на передовую, настолько удивился стойкости бойца, что представил к званию. И поручил следить за полковым хозяйством.
Вскоре Басов организовал художественную самодеятельность, провел более 150 выступлений на передовой. В 1943 году за образцовое исполнение обязанностей на должности начальника клуба бригады он был награжден медалью «За боевые заслуги». В 1945-м Владимир Басов во главе штурмовой группы обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был контужен. За свой подвиг был награжден орденом Красной Звезды. Ему прочили блистательную военную карьеру, но он выбрал кинематограф.
Когда война закончилась, капитан Басов подал рапорт о демобилизации. Его тут же вызвал генерал и заявил: «Не подпишу. Хочу направить тебя в Военную академию, через пару лет сам наденешь генеральские погоны, у тебя есть к тому все способности». Но услышав, что Басов чуть ли не с детства мечтает стать режиссером, генерал сказал ему: «Ну, так и быть! Ты же рисуешь? Вот и нарисуй портрет моей жены. Если мне понравится, отпущу». Владимир Басов написал генеральше настоящий парадный портрет маслом. Генерал пришел в восторг от полотна и не стал препятствовать таланту.
В кино Басов сыграл немало комических ролей. А вот как режиссер состоялся, сняв один из любимейших в нашей стране фильмов о войне - «Щит и меч». Тот самый, в котором блестяще дебютировал в кино Олег Янковский в роли Генриха Шварцкопфа. Сам Басов сыграл в этом проекте роль советского разведчика «Бруно».
Продолжение следует...
источник