Макаревич и вред глумления

Jun 24, 2014 01:55



Вселенский опыт говорит, что погибают царства,
Не потому, что труден быт или страшны мытарства,
А погибают от того, и тем страшней, чем дольше,
Что люди царства своего не уважают больше.

Это стихотворение известного поэта Булата Окуджавы. Очень короткое, но с очень глубоким смыслом. Однако возникает вопрос: кто виноват в этом процессе - правители или народ? С одной стороны - вину в потере уважения со стороны народа часто возлагают на свергнутого правителя. Дескать, неумело управлял, не справился с обязанностями. Например, такое можно часто услышать о Николае Втором. Но с другой - бывали в истории и более неумелые цари, но их народ не свергал. Был всем доволен? Нет. Раболебствовал и боялся? Нет, как раз скорее имел уважение к самому царскому трону. Так куда девается это уважение, обрекающее царей и царства на гибель?

Наш президент Владимир Путин, выступая с внеочередным посланием к Федеральному собранию по поводу присоединения к России Крыма, сказал несколько слов о предателях: «Некоторые западные политики уже стращают нас не только санкциями, но и перспективой обострения внутренних проблем. Хотелось бы знать, что они имеют в виду: действия некоей пятой колонны - разного рода национал-предателей - или рассчитывают, что смогут ухудшить социально-экономическое положение России и тем самым спровоцировать недовольство людей?»

Естественно, эта речь была взята на вооружение патриотической общественностью. По этому поводу певец Андрей Макаревич, ставший в последние годы на привычный ему путь противостояния с властью в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил: «Я только хочу посоветовать господам, которые к месту и не к месту пользуются терминологей, корней которых они, видимо не очень хорошо знают, что слово «нацпредатель», насколько я помню, это из «Майн кампф» вообще-то. Это изобретение Гитлера. И в 30-е годы Геббельс очень любил его использовать. Термин «пятая колонна» - это от генерала Франко. Тоже «хороший» товарищ был. Так что, чтобы не видно было откуда ушки растут, вы бы придумали что-нибудь своё. Всё-таки было бы интереснее».

Но куда интереснее деятельность самого Андрея Макаревича, за которую, судя по всему, это «светило» и исключили из состава Президентского Совета по культуре и искусству. Известно, что два года назад он выступал в защиту кощуниц, устроивших скандальную акцию в Храме Христа Спасителя. Вскоре после приговора им в Интернете появилась новая песня от лидера «Машины времени» про «Ваню, который пукнул в храме». А после событий на Майдане родился «Омоновский вальсок», где певец высказывает мнение, что маска омоновцу нужна, чтобы «не было видно, когда вам становится стыдно». Я, конечно, не музыкальный критик, но не думаю, что нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы узреть явно глумливый характер этого «творения». Равно как и явную глумливость кощунства в главном храме страны.

А что такое глумление? В толковом словаре Владимира Чернышова дано такое определение: «ГЛУМЛЕНИЕ - злобное, оскорбительное и продолжительное издевательство, доставляющее удовольствие глумящемуся. От кощунства отличается тем, что глумец испытывает чувства радости, видя страдания того, над кем он глумится».

Конечно, у Макаревича, помимо этого, есть очень много хороших песен. Но путь глумления опасен. Глумящийся человек разлагает не только то, на что направлена его ненависть, но и самого себя, как и всякое занятие, корнем которого является зло.

А вот как описывает происхождение зла священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: «Бог не сотворил зла. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям - ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гордости отпала часть ангелов. Они превратились в демонов». То есть от перехода на сторону зла произошла полная дегенерация ангелов, их облик сделался ужасным, а сами они стали жить злом и ради зла.

Часто глумливые произведения причисляют к сатирическому жанру. Но само слово «сатира» происходит от названия существ из греческой мифологии - сатиров. Это лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Интересно, что точно также в христианской традиции изображают бесов. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. Ну что ж, Макаревич советует «зрить в корень», что автор этих строк и пытается делать.

Накануне распада СССР была настоящая мода на глумление над коммунистической идеологией. Народ, поддавшись ей, обрёк себя на смуту, а свою страну на гибель. Точно также было и перед революциями 1917 года. Но за освобождение от «самодержавия» пришлось расплачиваться кровью из-за Гражданской войны и репрессий. Крушение Союза тоже принесло тяжёлый кризис во всем бывших его республиках. И теперь та же Украина движется от «майдана» к «майдану», которым не видно конца. А песня, главным содержанием которой является оскорбление Путина, свидетельствует о далеко зашедшей дегенерации тамошних революционеров. Потому власти иногда останавливают или даже преследуют особенно зарвавшихся сатириков.

Так, например, была закрыта программа «Куклы» Виктора Шендеровича, которое, как считает её создатель, было вызвано «злопамятностью» президента Путина. На деле, это профилактическая мера как раз против агрессивной атаки на уважение к власти, что, как свидетельствует история, вызывает только смуту и хаос. Ибо сами сатирики к управлению государством не способны по своей природе. И более того, даже после свержения ненавистного им строя не могут остановиться.

Так писатель Владимир Войнович, преследовавшийся за свои произведения в советской время, уже в 2001 году написал вариант гимна России с такими словами:

Распался навеки союз нерушимый,
Стоит на распутье великая Русь...
Но долго ли будет она неделимой
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трехцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.

Довольно злая сатира. А в интервью радио «Свобода» на вопрос, как объяснить, почему патриоты уважают Иосифа Сталина, писатель ответил: «Нет объяснения никакого. Я сейчас как раз по дороге ехал и думал: может быть это разновидность так называемого «стокгольмского синдрома»?» Нет ничего удивительного в ответе Войновича. Потому что мыслит иначе, совсем не так, как патриоты-государственники, видящие в образе Сталина образец сурового, но самоотверженного правителя, истинного Отца Нации, приведшего свою страну к победе в самой страшной войне в истории человечества. И кроме того, избавившего народ от смутьянов и глумливцев.

В общем, творческие личности, которые избирают основой своих творений глумление над государством и ценностями общества, становятся подобными раковым клеткам, убивающим организм. Сами эти клетки также умирают вместе с ним, но они не осознают этого, да и не живут иначе. Народ, руководимый такими моральными авторитетами, обречён. А потому забота правителя состоит, помимо прочего, ещё и в том, чтобы оберегать свою страну от чрезмерного умножения таких деятелей, устанавливая рамки допустимого. И это не ограничение свободы, но забота о здоровье нации.

майдан, национал-предатели, Макаревич, Путин

Previous post Next post
Up