Жертвобесие против памяти героев

Jun 19, 2020 14:11



Известный писатель Александр Проханов в конце 2008 года в одной из статей в газете «Завтра» так написал о Великой Победе 1945 года: «Тогда, на великой крови, на великих слезах и великом ликовании произошёл долгожданный синтез русской истории, сложились все времена от Дмитрия Донского и до маршала Жукова, от победы на Бородинском поле до Сталинградской битвы. Все народы, населяющие Империю Сталина, сочетались в единый народ-победитель. И это солнце, воссиявшее однажды над поколением неповторимых богоносных людей, уже никогда не погаснет в их внуках и правнуках».

Я ещё помню, как в детстве, семь с половиной лет которого прошли в Советском Союзе, мы буквально жили памятью о Великой Отечественной войне, читали книжки о подвигах юных пионеров, смотрели фильмы о войне и с уважением относились к ветеранам войны, которые имели в наших глазах непререкаемый авторитет.

Но в наше время либеральное оппозиционное сообщество по мере приближения годовщины Великой Победы постоянно обвиняет власти нашей страны в так называемом «победобесии». Дошло даже до того, что сторонники Алексея Навального под видом участников войны загрузили на сайт «Бессмертного полка» фотографии руководителей и видных деятелей Третьего Рейха, а также генерала-предателя Власова. А философ Игорь Чубайс (старший брат Анатолия Чубайса) в своём блоге на сайте радиостанции «Эха Москвы» и вовсе попытался представить термин «победобесие» как народный: «На глазах исчезают даты великой, досоветской истории, по-прежнему упрятаны события из семидесятилетия народного Сопротивления советчине; зона умолчания - факты о демократической революции 1985 - 2000 годов… Официальный антиинтеллектуализм, называемый «наша духовность», сохранил едва ли не единственную отмечаемую дату - 9 мая. Впрочем, это чествование народ назвал «победобесием».

На самом деле, автором термина «победобесие» является протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов. Так он откликнулся на события, связанные с празднованием 60-летия Победы в 2005 году, о чём любезно повествует одноимённый с термином сайт, являющийся спецпроектом «Граней» и фонда «Свободная Россия»- некоммерческая, непартийная, неправительственная организация, базирующаяся в США, деятельность которой признана нежелательной в нашей стране.

Сам Георгий Митрофанов, как известно,симпатизирует генералу-предателю Власову. В интервью РИА «Новости» в августе 2009 года он заявил, что власовцы оказались способны «перечеркнуть свою прошлую советскую жизнь» и «честно исполняли свой солдатский долг», а потому «достойны сострадания». То есть они - жертвы сталинского режима, по его мнению. Странное у Митрофанова понятие о долге. Вообще-то власовцы нарушили присягу, а потому при всех их даже самых благих намерениях, они были предателями. Стоит отметить, что Синод Русской Православной Церкви в марте 2013 года исключил Георгия Митрофанова из Синодальной комиссии по канонизации святых.

Но главное, свои взгляды Митрофанов основывает на трудах писателя-диссидента Александра Солженицына. В интервью РИА «Новости» он даже привёл цитату из «Архипелага ГУЛАГа»: «Ничего бы не стоил русский человек, если бы, получив оружие из рук Сталина, он не попытался бы обратить его против Сталина». Сам Солженицын в своём «опыте художественного исследования» буквально мобилизовал против Сталина всё, что возможно: и описание репрессий, и оправдание власовцев, как банальных трусов, так и озлобленных по разным причинам на советскую власть, а также блудных женщин, сношавшихся с немецкими оккупантами. Подробнее здесь. Само собой, что эти предатели, по Солженицыну, сами являются жертвами сталинского режима. Также писатель в своём труде «Как нам обустроить Россию» призывал «не гордиться советско-германской войной, на которой мы уложили за 30 миллионов, вдесятеро гуще, чем враг, и только утвердили над собой деспотию».

Более того, у Солженицына хватило наглости утверждать, что «когда началась советско-германская война - естественным движением народа было - вздохнуть и освободиться, естественным чувством - отвращение к своей власти» («Архипелаг ГУЛАГ». Том 3, часть 5, глава 1). Однако оборона Брестской крепости, Москвы, Ленинграда, Сталинграда, подвиги юных молодогвардейцев, Зои Космодемьянской и другие героические эпизоды особенно первого периода Великой Отечественной войны начисто опровергают доводы этого диссидента. И что интересно, подвиг Зои Космодемьянской настолько противоречил взглядам Солженицына, что тот в своей пьесе «Пир победителей», написанной им ещё в лагере в Экибастузе, устами одного из положительных персонажей назвал героически погибшую партизанку «глупенькой». Другой герой Александр Матросов и вовсе назван «придуманным». А персонаж этот - гражданка СССР, отправленная оккупантами в Германию в качестве прислуги и освобождённая советскими солдатами, которая ещё и является невестой власовского офицера. Писатель Михаил Шолохов, прочитав «Пир Победителей», в своём письме в Секретариат Союза Писателей СССР написал, что его поражает «какое-то болезненное бесстыдство автора».

По совпадению, плохо к Зое Космодемьянской плохо относится и Митрофанов. В августе 2008 года, в ответ на предложение канонизировать героиню, тот ответил: «Гибель Зои Космодемьянской, которая была активной комсомолкой и сталинисткой, не может рассматриваться как смерть за веру. Зоя Космодемьянская - внучка священника, убитого большевиками и канонизированного Русской Православной Церковью. Можно только поражаться, как внучка священномученика могла жить настолько в стороне от жизни Церкви». Однако, как пишет обозреватель газеты «Правда» Виктор Кожемяко в своей книге «Зоя Космодемьянская. Правда против лжи»: «И внучка, и дед, отдали сою жизнь за то, во что верили. А вера, надежда, любовь обоих были неотделимы от их Отечества». Власовцы же, в любом случае, сражались на стороне гитлеровцев.

Исследованием политических репрессий советского периода в нашей стране занимается общество «Мемориал» - организация, получающая финансирование из США и Европы, за что была признана иностранным агентом по решению Минюста в октябре 2016 года. В рамках проекта «Последний адрес» члены этой организации в разных городах развешивают на жилых домах металлические таблички с именами живших там жертв репрессий.  Также «Мемориал» организует школьные конкурсы, с одним из которых в 2016 году произошёл скандал. Дело в том, что одна из тем «Цена победы» звучала так: «Предполагается, что участники конкурса посвятят свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу... обратятся к страницам прошлого, которые до сих пор остаются «белыми пятнами», - судьбам людей, переживших немецкую оккупацию, угнанных в Германию, оказавшихся в плену...». То есть на первый план ставились ЖЕРТВЫ войны, не герои. Подробнее здесь.

В октябре 2018 года председатель этой организации Ян Рачинский в эфире радио «Эхо Москвы» даже посетовал, что в школьной программе уделяется недостаточное внимание репрессиям, и они не могут «ничьё воображение поразить». Также было сказано и о ежегодной акции «Мемориала» с чтением имён репрессированных у Соловецкого камня на Лубянской площади которая, как известно, возникла только в 2007 году, что немного странно, казалось бы. На вопрос об этом Рачинский ответил, что всё дело в концепции «истории, которой надо гордиться» и «сакрализации государства» в наше время.

Но даже этого мемориаловцам, видимо, показалось недостаточно. И очередной их «оригинальной» идеей стала организация так называемого «ГУЛАГ-туризма» - поездки к местам массовых расстрелов в карельском урочище Сандармох, на Беломорканал и на Соловецкие острова. Хотя паломнические организации, работающие при Русской Православной Церкви, тоже организуют поездки на те же Соловки, а также на Бутовский полигон около Москвы, то есть внимание к репрессиям советского периода уделяется вполне большое и без Мемориала. Вот только, на этих экскурсиях на Соловки, где был и ваш покорный слуга, помимо истории Соловецкого лагеря особого назначения, рассказывается ещё и об основании монастыря, о героической обороне островов от английского флота во время Крымской войны, о школе юнг во время Великой Отечественной войны. А вот Мемориал интересуют исключительно жертвы репрессий.

Правда, с Сандармохом и вовсе вышел довольно странный казус. Когда летом прошлого года Российское Военно-Историческое Общество, решило провести там раскопки, руководством общества «Мемориал» вместе с руководством партии «Яблоко» отчаянно пытались этому помешать, о чём подробнее здесь. В результате, наряду с останками репрессированных, были найдены останки военнопленных, расстрелянных финскими солдатами, наличие которых мемориаловцы яростно отрицают. Похожий случай произошёл в Воронеже в октябре 2017 года.

Да и с численностью репрессированных постоянно возникают вопросы. Так ныне покойный председатель Правления Международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский на круглом столе «Историк - между реальностью и памятью», который состоялся 25 мая 2012 г. в Днепропетровске в рамках «Литературной экспедиции» рассказал: «В начале 90-х я довольно много занимался статистикой советского террора… Году в 1994-м я все изучил, все расписал и сложил. Дальше - нужно было публиковать. Я посмотрел на свои цифры...И вот  цифра итоговая - 7 миллионов. Это за всю историю советской власти. Что с этим делать? А общественное мнение говорит, что у нас чуть ли не 12 миллионов арестованных только за 1937-1939-й. И я принадлежу этому обществу, живу среди этих людей, я их часть. Просто точно знал, что, во-первых, не поверят. А, во-вторых, для круга, к которому я считаю себя принадлежащим, это значило бы, что все, что нам говорили о цифрах до этих пор вполне уважаемые нами люди, неправда. И отложил я все свои вычисления в сторону».

Сама же партия «Яблоко» издаёт брошюру под названием «Преодоление сталинизма» в которой, авторы сетуют, что память о тяготах Великой Отечественной войны и её жертвах, которая в хрущёвскую эпоху была резко антисталинской, сегодня подменена памятью о Победе. А она антисталинской быть не может. Авторы считают, что «осуждение сталинизма и готовность преодолеть его последствия должны стать доминирующим представлением в общественном сознании». Кроме того, по их мнению, нужно попытаться сделать так, «чтобы наши общие трагические воспоминания сближали, а не разъединяли народы». Однако события на Украине в 2014 году показали, как спекуляции на «трагических воспоминаниях» можно обратить в жуткую русофобию.

Кроме того, депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» неоднократно пытались запретить в России размещение, распространение либо публичную демонстрацию в общественных местах в любом виде изображений Сталина, а также ввести запрет на установление его памятников, бюстов и иных скульптурных изображений. А общество «Мемориал» накануне празднования 70-летия Победы также призвало законодательно запретить изображение Сталина во время торжеств. Но какие могут быть Солдаты Победы без Генералиссимуса? Ведь, как известно, без командира бойцы быстро становятся паникёрами и, в конце концов, жертвами и предателями.

Также ваш покорный слуга в ноябре 2015 года был на лекции историка и преподавателя одной из московских гимназий Леонида Кацвы в Сахаровском центре, который считает, что для формирования национальной памяти нужно, чтобы в учебной программе преподавания в школах истории 20 века в центр должны быть поставлены массовые репрессии, начиная с 1917 года. Причём изучать репрессии, по его мнению, надо так, как в Европе изучают историю Холокоста. Подробнее здесь. То есть опять же, в центре внимания не герои Великой Отечественной войны или первый в мире космонавт Юрий Гагарин, а жертвы. Сахаровский центр также признан иностранным агентом.

Таким образом, в ответ на термин «победобесие» можно ввести термин «жертвобесие», которое выражается в стремлении насадить культ жертв, чтобы каждый гражданин Российской Федерации постоянно думал о сталинских репрессиях и повсюду видел напоминания о них. Стоит ли удивляться появлению странных субъектов, утверждающих, что-то типа «при немцах мы бы пили баварское пиво» или вопросы, вроде «стоило ли сдать Ленинград гитлеровцам». А известный журналист Александр Невзоров, способствовавший продвижению термина «победобесие», как-то и вовсе написал, что Зоя Космодемьянская погибла, защищая «сталинскую преисподнюю».

Более того, прямым следствием культа жертв стало создание «Бессмертного барака» в ответ на «Бессмертный полк» - ежегодную патриотическую акцию в память об участниках Великой Отечественной войны. Филолог и журналист Андрей Десницкий, предложивший это название, заявил: «Наверное, что-то начнет всерьез меняться после того, как за «Бессмертным полком» последует «Бессмертный барак» с фотографиями тех, кто был убит в расстрельных рвах, умер в лагерях или просто прошел через них».

Возникает вопрос, для чего продвигается культ жертв? На это уже ответил сам руководитель общества Ян Рачинский в своём выступлении на международной конференции, приуроченная к 76-й годовщине заключения пакта Молотова-Риббентропа в столице Эстонии Таллине ещё в августе 2015 года: «Когда во всем мире, и в частности - на Западе - стесняются говорить, что Вторая мировая война была начата не только Гитлером, но и Сталиным. Они совместно развязали эту войну. И превращение этого очевидного факта в банальность с доведением до общего сознания, тоже было бы важным шагом в понимании того, что эти режимы - при всей различности идеологии - по масштабам преступлений, в общем, сходны». Знакомые слова, не правда ли? Они прозвучали 19 сентября 2019 года, когда депутаты Европарламента приняли резолюцию «О важности европейской исторической памяти для будущего Европы», в которой напрямую высказано обвинение в развязывании Второй Мировой войны как к нацистской Германии, так и к СССР из-за подписанного между ними пакта Молотова-Риббентропа.

А ведь после окончания Второй Мировой войны всё было совсем иначе. Вот что писала мать героически погибшей партизанки Зои Космодемьянской Любовь Тимофеевна в своей книге «Повесть о Зое и Шуре»: «Апрель 1949 года. Огромный зал Плейель в Париже. Конгресс защитников мира… Мы, члены советской делегации, все время ощущаем, что нас окружает горячая любовь участников конгресса. Нас встречают так сердечно, нас приветствуют так радостно! И каждый взгляд, каждое рукопожатие словно говорит: «Мы верим в вас. Мы надеемся на вас. Мы никогда не забудем того, что вы сделали...».

Но самые тяжёлые последствия подмены героев Великой Отечественной войны на жертв можно видеть на Украине. Через год после государственного переворота, инспирированного Западом, там по инициативе Украинского института национальной памяти в качестве символа Дня Победы был введён «красный мак», в виде следа от пулевого ранения с кровью вокруг и надписью: «Нiколи знову» (укр. - никогда снова, см. картинку справа).Как рассказал директор этого учреждения Владимир Вятрович: «С одной стороны, это украинский символ, потому что в украинских песнях, казацких думах поется о том, что мак цветет там, где проливалась казацкая кровь. С другой стороны, это европейский символ - с Первой мировой войны именно этим символом чествовали жертв, погибших в годы Первой мировой войны и сейчас продолжают чествовать жертв обеих мировых войн». Так из украинцев делают народ-жертву.

Память о Великой Отечественной войне до сих пор служит точкой сплочения граждан России и стран бывшего СССР в народ-победитель. Но через сомнительные «разоблачения», через очернение образа Сталина, который был Верховным Главнокомандующим в то тяжёлое время, и самое главное, через подмену памяти героев культом жертв, переходящим в жертвобесие, гражданам нашей страны фактически навязывается комплекс национальной вины. А это грозит бесконечным самобичеванием и ориентацией на поучения «гуманистов» из-за рубежа, которые преследуют свои интересы.Одновременно с этим на Западе всё настойчивей происходят попытки приравнять СССР к гитлеровской Германии. А потому нужно беречь славные страницы нашей истории от поругания и воздавать дань уважения героям. И важно помнить, что Победа 1945 года неотделима от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, как победа в Куликовской битве - от князя Дмитрия Донского или разгром поляков в Смутное Время в начале 17 века - от вождей народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

победобесие, СССР, ВОВ, Солженицын, Мемориал, Сталин, либералы

Previous post Next post
Up