Байкал. Часть 1: Кругобайкальская ЖД и Листвянка.

Apr 20, 2012 22:11



Байкал всегда был для меня чем то очень далеким, прекрасным и недосягаемым. Поэтому саомостоятельно решиться на путешествие к нему я не мог. Помогла лишь постановка меня перед фактом "Едем на Байкал! Придумай маршрут и руководи.". Только тогда я занялся исследованием местности и достопримечательностей.

Так сложилось, что у всех нас была давняя мечта: поехать куда-нибудь далеко на поезде. И в этот раз ей суждено было сбыться. Мы поехали в Иркутск в плацкартном вагоне. Время в пути: 105 часов (4 с небольшим дня).

Первый день все приходили в себя, привыкали к новым реалиям, что лучше всего давалось с чем-то покрепче чая.
1.


Потом всё спиртное кончилось все освоились и стали разбавлять вынужденное безделье как получится:

читали классику,
2.

рисовали йодом узоры друг на друге,
3.

стреляли из воздушки на ходу из окна (да-да, у нас кроме духового ружья было еще много странных вещей),
4.

периливали сгущенку в пластиковую бутылку,
5.

орали, высунувшись в окно.
6.

И под конец пути мы так привыкли к этому ритму жизни, что даже особо не хотелось выходить.

Из Иркутска мы поехали в Слюдянку, это крайняя, юго-западная точка озера. Оттуда у нас по плану была экскурсия на специальном поезде по Кругобайкальской Железной Дороге (КБЖД), которая строилась еще в начале прошлого века.

Изначально железная дорога шла по левому берегу Ангары через поселок Байкал в Култук и Слюдянку, как на этой карте 1906 года (кликабельна):
7.


В 1949 году был введен в эксплуатацию участок ЖД от Иркутска до Слюдянки, т.к. сложнейший участок от поселка Байкал до Слюдянки поддерживать и ремонтировать было непомерно дорого. Ветка через посёлок Байкал потеряла былое значение. В 1956 году участок от станции Иркутск до посёлка Байкал, проходивший по левому берегу Ангары был разобран, а после строительства Иркутской ГЭС в 1958 году полностью затоплен. Линия от посёлка Байкал до Слюдянки стала тупиковой.

8.

Кому интересны подробности, вот вырезки из Википедии по поводу этого участка:

Возведение самого сложного отрезка, от Слюдянки до станции Байкал, началось лишь весной 1902 года, а сроком окончания работ Комитетом по Сооружению Кругобайкальской железной дороги была названа дата 15 августа 1905 года. Берег Байкала на данном участке представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над урезом озера на высоту до 400 м. По первоначальному плану, на этом участке было необходимо соорудить 33 тоннеля общей стоимостью в 5,3 млн рублей; подпорных стенок на сумму 3,7 млн рублей; виадуков на сумму 1,6 млн рублей. В связи с возможным негативным влиянием вод озера была рассчитана минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала - 5,33 м. Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.

По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом - на баржах, зимой - на гужевом ходу по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скале; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой.
На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ, а также было проведено земляных работ по объёму, примерно равному 400 вагонам. Насыпи составили 28,7 % длины пути, выемки - 71,3 % (причём большая часть - в скальных грунтах). Верхнее строение пути на дороге пришлось утяжелить: были использованы более мощные рельсы, увеличено количество шпал. В связи со сложным рельефом пришлось уменьшить минимальный радиус кривых в поворотах.

Работы по строительству магистрали были ускорены в связи с началом Русско-японской войны 1904-1905 годов. Вначале, в 1901-1902 годах, на строительстве магистрали работало около 9 тыс. рабочих, а в 1903-1904 годах - 13,5 тыс. человек. Рабочее движение поездов по маршруту Кругобайкальской железной дороги началось 18 сентября (1 октября) 1904 года, а 16 (29) октября 1905 года дорога была принята в постоянную эксплуатацию. Длина магистрали в окончательном её виде от станции Байкал до Мысовой составила 244 версты (260 км). Итоговая стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги составила около 130 тыс. руб. (по сравнению с 93 тыс. руб. на остальных отрезках Транссиба).

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой обычно называют ветку длиной 89 километров Слюдянка II - Култук - Маритуй - Байкал. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км). На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкальской железной дороги уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века.

Сложно было сфотографировать что-то отдельно красивое. Интересность КБЖД воспринимается только как совокупность всего объекта. Поэтому фотографий с экскурсии мало.

9.

9.

10.

11.

12.

13.

Еще нам удалось проехать на дизельном тягаче этого поезда, как в кабине,
14.

так и снаружи:

image Click to view



Потом мы переправились на пароме через Ангару в поселок Листвянка и посетили там Лимнологический музей (лимнология - это озероведение). В котором в больших аквариумах собраны в живом виде многие представители фауны Байкала и много всего прочего интересного. Очень рекомендую к посещению, если вдруг будете в Листвянке.
15.

Есть огромный зал с заспиртованными или засушенными всеми видами зверей озера и его окрестностей:
16.

17.

И есть даже живая Нерпа:
18.

19.

20.

Она же в виде чучела:
21.

И каждый вечер мы наблюдали волшебные закаты:
22.

23.

24.

Еще одна популярная достопримечательность Байкала - это Шаман-Камень.

Вырезки из Википедии:
Шама́н-ка́мень - заповедная скала возле озера Байкал, у истока реки Ангара. Является памятником природы Прибайкальского национального парка. Не следует путать Шаман-камень, лежащий у истока Ангары, и Шаман-скалу на острове Ольхон.

С древности «Шаман-камень» наделяли необычной силой. По верованиям жителей Приангарья, Шаман-камень был местом обитания хозяина Ангары, Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды, также привозили преступника и оставляли его на камне. И если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали.

Легенда об этой скале гласит, что Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару, замуж за молодого воина по имени Иркут (один из притоков Ангары). Но Ангара влюбилась в другого рыцаря, Енисея, и убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед дочери огромную скалу - Шаман-камень.

Находится этот камень посреди истока Ангары, там где она начинается прямо из Байкала. Рыбаки на лодках за умеренную плату берутся отвезти желающих на камень. До заполнения Ангарского водохранилища камень торчал из воды довольно высоко, сейчас видно только 1-1,5 метра:
25.

26.

Потом мы совершенно случайно забрели в «Галерею железного дизайна», в которой из всякого металлического старья создано несколько сотен разных забавных фигурок:
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Обзорная точка на горе за Листвянкой - камень Черского. С него виден исток Ангары, единственной реки, вытекающей из Байкала, этот исток считается самым широким и крупным в мире. Его ширина - 863 метра. По ту сторону истока - поселок Байкал. А ближний к нам берег - это Листвянка.
36.

Дальше было перемещение в Иркутск и переезд на остров Ольхон. Забегая вперед скажу, что на остров мы приехали уже затемно, поставили палатки где попало. А утром, когда вылезли из них, то увидели прямо перед собой вот эту красоту:
37.

О похождениях по острову Ольхон читайте в следующей части.

Байкал, 2008, Листвянка, путешествие, КБЖД

Previous post Next post
Up