Этой зимой я совершал своё уже традиционное путешествие в Камышин. На обратном пути шёл уже традиционный снегопад, сопровождавшийся с другой стороны (стороны земли) уже традиционным гололёдом. Ехать домой было решено объездной дорогой, через Ольховку, чтобы посмотреть Каменнобродский монастырь. Весёлый батюшка в церковной лавке тогда очень обрадовался нашему приходу - снег-де чистить некому, только вас и ждали. На вопрос, можно ли будет остаться в монастыре на случай, если дорогу заметет (а у меня были серьезные сомнения, что я смогу оттуда доехать до дому), был ответ, что, конечно, с благословения настоятеля, только сестры отдельно, братья отдельно. Поняв, что кагору для причащения тоже не перепадет, а без сестёр совсем скучно, я-таки уехал, но мысль о том, чтобы пожить пару-тройку дней в монастыре, меня не оставляла.
В этот раз мы попали в монастырь уже летом, в самое прекрасное зелёное цветущее время, когда комары уже прошли, а зелень ещё нет. И теперь уже пошли в знаменитые пещеры, из-за которых все и едут в этот монастырь. Нельзя сказать, чтобы сами пещеры впечатлили - после подземелий Киево-Печорской лавры, в которых я заблудился и бродил со свечкой между мощами и мироточащими черепами святых, удивить меня трудно. Однако, как утверждают местные проводники, сейчас людям открыта только небольшая часть пещер, остальные засыпаны, завалены и т.д. Вообще самое сложное, слушая рассказы проводников, это отделять правду от вымысла и поверить во всё то, что рассказывается: о десятках километров ходов, о плавании по подземным рекам с факелами, о жизни без подъема на поверхность, о передвижении камней силой мысли и многое другое. Теоретически крупные системы подземных ходов, так называемый, русский крест, связанных с ранним христианством (и не только), скорее всего, существовали и нет ничего удивительного в том, что нам сейчас доступна лишь часть. Многие другие вещи тоже похожи на диво, но верится в них легко - имею в виду нетленные мощи в заваленных кельях, слёзы на иконах и т.д. и т.п. Цель нашего похода была, конечно, не скептической, а вполне паломнической. Но причина написания всего моего сообщения будет содержаться в трех последних предложениях. Проводником по пещерам для нас случайно стал трудник монастыря - повар Сергей - молодой крепкий парень в камуфляжных штанах. Не задать вопрос, как он попал в монастырь, я не мог. А он, наверное, не мог не ответить.
В 2008 году был командиром взвода химзащиты (другому Сергею М. - привет!) миротворческого батальона в Цхинвале. Во время маленькой победоносной войны полегло его отделение - 9 человек, и он лично развозил похоронки матерям. А после - ушёл в монастырь. Минус девять. Плюс один.