В своей
статье в «Эксперте» А. Привалов справедливо отмечает, что проблема образования сегодня мало интересует как власть, так и оппозицию. Вот и «Демократический выбор»,
опубликовав первичные программные документы, проблему образования обходит вниманием.
Между тем в своем
любопытном исследовании по Кыргызстану шведский политолог Йохан Энгвалль справедливо отмечает, что корни проблемы коррупции в постсоветских государствах уходят
«в систему образования, где надо платить, чтобы устроиться в академию МВД, а затем всю дорогу «разводить» себе зачеты и экзамены. В итоге курсанты сразу знакомятся с правилами, и, столкнувшись с ними при устройстве на работу, не ощущают диссонанса». После обновления власти, в Кыргызстане начинают изучать опыт реформ в Грузии. Однако пока новый министр образования Кыргызстана принимает не системные, а ситуативные меры, которые вряд ли приведут к существенным результатам. Так, в период зимней сессии
создаются различные службы и «телефоны доверия» с призывами к студентам «заложить препода» в случае попыток поборов. Также предполагается закрыть все региональные филиалы вузов, которые показали себя как коррупционные центры при низком качестве обучения. Кроме того, министр угрожает, что за случаи коррупции отвечать будут непосредственно ректоры, а не только преподаватели. Все эти призывы «менять сознание» студентов и другие приемы из разряда пропаганды, мне кажется, будут иметь весьма ограниченный результат. Ведь, как вполне убедительно описывает институциональную реальность Й. Энгвалль (которая во многом схожа с Россией), между студентами и преподавателями есть негласный консенсус. Большинство студентов вполне согласны платить взятки, т. к. при иных обстоятельствах студенту пришлось бы заняться тяжким трудом обучения.
В Грузии в этом смысле
не без проблем и ошибок, но реформы
двигаются более последовательно. Ну а в России что? В России пока по-прежнему всем не до образования.