Скрип "духовных скреп"

Jul 29, 2013 10:36


Написал статью по 1025-ти летию Крещения Руси. Может, даже буду вести на этом портале еженедельную авторскую колонку вместе с iov75. Портал весьма традиционный и в информационном плане не раскрученный, но всё в наших руках. Самое главное, редактора дают возможность высказывать СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, естественно, без обсценной лексики и прямых писательских оскорблений. Чоуж, попробую наваять что-нибудь респектабельное. :) Пока первый блин, и, надеюсь, не комом :)

Вот ссылочка на статью портала. Ниже сам текст.


Из последнего послания президента Федеральному собранию народу особо полюбилось выражение «духовные скрепы». На торжественном праздновании 1025-ти лет Крещения Руси, стало ясно, что именно Путин имел в виду.

«Церковь - это духовная скрепа, это линия самоидентификации нашей нации, это и общность, разрушив которую, мы с точностью разрушим свою Отчизну» - сказал Патриарх Кирилл во время проповеди в Успенском соборе. А под Отчизной Патриарх понимает не только Россию.

«Духовные скрепы» прозвучали и в праздничном послании Патриарха, прочитанном во всех храмах РПЦ (МП), окончательно утверждая за церковью статус Политбюро Госдумы.

Как известно, политическое православие не может быть не имперским, а идеи западнорусизма - «Россия, Украина, Беларусь - есть одна святая Русь» чрезвычайно востребованы властями. В последнее время три братских режима стали до боли напоминать друг друга, дополнять и копировать. Эти процессы материализовались в создании единого Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь) - по сути экономической крипто империи.

В настоящий момент Украина стоит перед дилеммой европейского или пророссийского выбора. Её вступление в Таможенный союз будет означать присоединение к экономической крипто империи Москвы. Путин и Янукович здесь в точности следуют учению Збигнева Бзежинского, указавшего, что без Украины Россия является не Европой, а золотоордынской Grand Tartaria. Не в последнюю очередь ради вовлечения Украины в этот союз и разыграли перфоманс с празднованием 1025-летия.

С Греции привезли подходящую святыню - крест апостола Андрея, который, как известно, является крестителем Руси...


… Своеобразное участие греков в русских православных делах во все времена выражалось в мощевозах и обмене святынь на деньги. К примеру, Константинопольский патриарх Иеремия поднёс русскому государю золотую панагию, в которой находились: Кровь Христова, часть ризы Христовой, часть от копья, часть от трости, часть от губы, часть от тернового венца, а также три пуговицы от ризы Пречистой Богородицы.

Подобные вещи уже не вызывают удивления: все понимают, что для «духовных скреп» вовсе не важна подлинность артефактов, но сам религиозно-политический перфоманс, который приобретает в информационном пространстве характер священной мистерии.

И кто бы мог подумать, что уши сего представления торчат из Средневековья, где - как яркий пример - ацтеки заклинали на специальных торжествах солнце. Считалось, что без жертв и ритуальных заклинаний солнце перестанет восходить и начнётся апокалипсис. Серьёзность этих верований доказывают тысячи умерщвлённых жрецами на алтарях.

В наш гуманный век средневековая традиция пересекается со словами Патриарха Кирилла о необходимости остановить апокалипсис, чем Предстоятель вгоняет в недоумение множество христиан, с надеждой ждущих Второго и славного пришествия Господня. Но апокалипсис снова откладывается, солнце опять восходит, все должны быть довольны.

Время постмодерна ослабило литургическую церковную жизнь, выведя из храмов священное представление на информационно-общественную орбиту. Технический прогресс  даёт возможность сделать перфоманс ярким и зрелищным. И вот мы видим акцию перед памятником княгине Ольге, где молодежь отжалась 1025 раз в честь юбилея, казачий автопробег, концерт на Хрещатике…

Зададимся же простыми вопросами: Остановилось бы солнце, если б ацтеки не провели обряд? И развалится ли Россия, если ослабнут «духовные скрепы»?

На самом деле, ответ на это давно дала история - нет. Солнце не остановится, страна не развалится, если на то нет по-настоящему серьёзных предпосылок. Единственное, что может развалиться - это неэффективная общественно-политическая система. Именно эту систему необходимо снова и снова «крепить духом».

С помощью политико-религиозных перфомансов власть пытается навязать обществу идею своей преемственности и значимости. Но ведь, возразит скептик, - без подобных «духовных скреп» не живёт ни одно общество на Земле. Не живёт, однако это совсем не значит «не может жить». Да и соблюдаемые с удовольствием и гордостью традиции - иное дело, чем добровольно-принудительные «духовные скрепы», когда власть, в зависимости от исторического момента, принуждает общество верить то во Христа, то в вечное Ничто... То снова во Христа...

Устранимся сейчас от оценок сего явления и взглянем в глаза фактам: прошло уже двадцать лет после беловежских соглашений, а воз и ныне там: Беларусь, Украина и Россия никак не могут уклониться от взаимных объятий и зажить каждая своей жизнью, о чём говорит, в том числе, и размах сегодняшних торжеств. Весь православный мир, исключая Фанар, который последовательно отстаивает идею украинской автокефалии, присоединяется к этим торжествам. Однако, по словам украинских экспертов:

"Приезд Кирилла на бронированном поезде с огромным количеством охраны с зачисткой прилегающих территорий напоминает приезд рейх комиссара Эриха Коха. Такое впечатление, что они передвигаются по оккупированным территориям, где вот-вот выскочат партизаны...".

Далеко не всем любо возрождение империи. Это касается не только проевропейских сил Украины, но и российских национал-демократов, на стороне которых играет сегодня известный блогер и оппозиционер Алексей Навальный. Власти трёх стран  хватаются да западнорусизм, как за спасительную соломинку, когда как оппозиционеры стремятся к созданию гражданского общества  и радикальному преобразованию общественно-политической системы, где идеи святой православной Руси не будут играть какого-то весомого значения.

Если бы в России иссякли все природные ресурсы, а в Украине нашли богатейшие запасы нефти и газа, «духовные скрепы» носили бы совершенно иной оттенок и маргинальный тренд, который продвигает сегодня украинская «Слобода» стал бы в Киеве мейнстримом:

«Москва имеет такое же отношение к крещению Руси, как и к строительству Великой Китайской стены».

«Оговорка» Януковича во время его праздничной речи, также намекает на раздражение агрессивным западнорусизмом Москвы:

«Принятие христианства, как государственной религии, было судьбоносным историческим фактом, который вывел Украинскую Русь на новый уровень, определил ее место в поле христианских государств, дал мощный толчок для развития украинской культуры». Все сомневаются - оговорка ль? И вот Янукович награждает посмертно Ярослава Мудрого орденом его же имени за выдающийся вклад в «становлении Украинской государственности». Не оговорка.

Что же касается Беларуси, то президент республики делает и вовсе смешные заявления на грани оскорбления, грязными сапогами топчась по сугубо внутренним и деликатным церковным проблемам:

«Мне кажется, мы накануне некой постепенной реформы православной церкви»… Я - сторонник того, чтобы нашу церковь постепенно реформировали, начиная с языка (старославянского)… надо быть более краткими, компактными, более современными… весь мир меняется не в ту сторону, в которую хотели бы мы и православная церковь. Поскольку меняется весь мир, и церковь должна меняться…».

Лукашенко хочет напомнить кому надо, что БПЦ (МП) в республике не принадлежит ни храма. Один белорусский епископ говорил мне, что по своей прихоти бацька может запросто поменять монашествующих на василиан-униатов, а белым священникам предложить принять другие «духовные скрепы» - греко-католические. И Москва не имеет ни единой юридической возможности повлиять на это решение.

В России мало кто знает и понимает украинскую и белорусскую историю, - большинство довольствуется простейшими историческими мифологемами, когда как сами украинцы и белорусы видят наши взаимоотношения совершенно в другом свете. К примеру, 4-го ноября мы празднуем освобождение Москвы от польских захватчиков, хотя захватчиками как раз были «младшие братья» западные русские. Другой характерный пример по теме: белорусы не любят равноапостольного князя Владимира за надругательство в Полоцке - столице средневековой Беларуси - над княжной Рогнедой, когда, по словам летописца Нестора, он, будучи ещё язычником, изнасиловал её на глазах отца и братьев, затем посёк их мечом на её глазах и насильно взял в жёны. Так что далеко не всё так чинно, красиво и гладко в «русском мире».

«Духовные скрепы» сегодня воспроизводят дореволюционную идеологическую парадигму, а это показывает неспособность власти породить адекватную веку идеологему, что, в свою очередь, характеризует её как неестественную и шаткую. Попытка модернизировать «суверенную демократию» обернулась крахом. И вот уже Владислав Сурков в интервью «Русскому пионеру» называет Путина «великим белым рыцарем, посланным Богом», а сам Путин почти слово в слово воспроизводит речь Обер-прокурора Синода Победоносцева. Можно было б только порадоваться, если бы это означало поворот властей к евангельским ценностям, но на деле это означает совершенно другое - пустоту и отсутствие смыслополагания.

«Духовные скрепы» находятся лишь в головах и информационном пространстве, но нет ничего сильнее скреп экономических и бытовых: ведь не существует таких двух стран в мире по количеству смешанных браков, как Украина и Россия. Родственники, живущие по обе стороны границы, общность языка, религии и культуры, советское и имперское прошлое, - всё то, что пронизывает быт и берёт основание из человеческого, куда прочнее скрепляет, чем представления мира идей, что разыгрывает власть, пытаясь убедить, что без этого - «всё рухнет».

Не рухнет! Но страх крепко держит нас за горло, порождая недоверие и ненависть. Колесо истории несёт тройку Русь в двадцать первый век, - век покорения космоса и фантастических технологий, век, когда люди и культуры протянули друг другу руки, но всё равно мы, как и сотни лет назад, вынуждены слушать, иногда совершенно непереносимый, скрип «духовных скреп».

размышлизмы, публицистика

Previous post Next post
Up