Раннее христианство как революция "души", Октябрь - революция "плоти"

Jan 08, 2014 04:43

"Ранние христиане отличались от крестьян и пролетариев, борющихся против Рима... они не в необходимость и неизбежность своего жребия, их больше не вдохновляло желание заслужить любовь своих правителей, а они стали политическими и военными борцами. Обе эти группы ненавидели правящих "отцов нации" одинаково, надеясь в равной мере увидеть их падение и начало собственного возвышения до положения правящих верхов, собственного благополучия. Различие между ними выражается не в предпосылках и не в цели и направленности их желаний, а только в той сфере, где они пытались их осуществить. Если зелоты и сикарии стремились действовать в политической действительности, то полная безнадежность этих действий заставила ранних христиан выразить эти же желания в религиозных фантазиях."

"Замещая действительность фантазией, христианское послание несло удовлетворение надеждам на лучшее будущее и на отмщение, и хотя оно не могло утолить голод, все же несло в себе успокоение, немало значащее для угнетенных"

Здесь же в полемике с Каутским: "Его презрение к исторической значимости религиозных идей показывает только его полное непонимание значения чувства удовлетворенности, даваемого иллюзией, для социального процесса".

"Как только человек мог идентифицироваться с Иисусом как человеком страдающим, перед обществом возникала возможность создания общественной организации без администрации, титулов, бюрократии, объединенной обще идентификацией со страдающим Христом, вознесенным к Богу".

Эрих Фромм

Если раннее христианство было революцией "духа", то в развитие и одновременно в противоположность Октябрь был тоже революцией крестьянства и пролетариев, но с требованием материальных изменений в обществе. Поэтому Октябрь можно назвать революцией "плоти". Третья революция должна свершиться под эгидой обоих флагов - "души и плоти". К этому ближе всего стоит мусульманский мир. Есть ли другая альтернатива этих процессов? Да, в этом новая миссия, новая "гумилевская идея" России и русского народа: после провала обоих путей "достоевского" (полагающегося на интеллигенцию) и "толстовского" (полагающегося на народ) - когда оба этих понятия не только размыли свою сущность, но и дискредитировали себя в качестве основной политической силы. Сегодня классовость движения определяется не только социально-экономическим положением, но и присущими ему идеалами. Институты для этого вовсе не будут нужны, поскольку действующие институты всегда служат старому отжившему обществу и поддержке старых идеалов. Поскольку развитие общества предполагает определенное совершенствование - изменится как движущая сила масс, так и идеология на которой они будут руководствоваться. Русский народ никогда не откажется от своей миссии. Сегодня мы видим реставрацию "социализма от противного": наше общество хорошо, потому что другие не являются идеальными. Это большая ошибка текущего режима, который никогда не сможет избавиться от "духов прошлого". Сегодня мы имеем дело с русским народом, который не привязан к своей территории и к своему правительству (не важно где находится современный русский человек, он все-равно ощущает себя русским). Главной проблемой является не физическая разобщенность русских людей, а их духовная разобщенность. Только через преодоление последнего фактора - когда мы наконец станем друг другу интересны и не станем больше бежать друг от друга, - возможно изменить наше общество в целом. Это длинный и сложный путь, но движение в этом направлении уже началось и оно неизбежно победит. В это я верю!

новая идея; христианство; революция души

Previous post Next post
Up