Любое творчество, независимо от его изначального смысла - будь то коммерческий проект, либо просто душевная необходимость, рано или поздно сталкивается с вопросом продвижения - как спел один мой знакомый, «Все дело в том, что мы не ищем славы, но коль найдем, так никому не отдадим!»
Если говорить о музыке, то из всех ее направлений рок имеет, пожалуй, самое оптимальное соотношение ширины аудитории с уровнем её вовлеченности. А, следовательно - самую богатую сокровищницу методов продвижения.
Итак, вы задались целью стать известными. Коллектив найден, стиль более-менее избран, название придумано. Самое время задуматься о логотипе. Каким же он должен быть? Для начала предлагаю
ознакомиться с результатами
моего опроса в «Живом журнале» о самых лучших логотипах в русском роке.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stas_kushnarov/25119093/128085/128085_600.jpg)
Во-первых, цвет и формы логотипа должны отражать составляющие вашего творчества - текст, звук, шоу. В связи с этим, первое правило:
1. Выражение музыки в логотипе. Взгляните на картинки. На первой из них - контраст брутально-кровавых «Cannibal Corpse» и «Scorpions», визитной карточкой которых всегда был чистый звук. А на второй картинке логотип «Арии» повторяет стиль логотипа «Iron Maiden», точно так же, как и сама группа копирует звучание и даже фрагменты музыкальных композиций королей хэви-металла.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stas_kushnarov/25119093/128301/128301_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/stas_kushnarov/25119093/128534/128534_600.jpg)
Теперь, мужчины, вспомните свое детство! Наверное, только самый ленивый из нас не выводил ни разу контуры логотипов «Metallica» и «AC/DC» на стене/парте/обложке тетради? Это делал даже тот, кто их ни разу не слышал. Я подозреваю, что вы отрисовывали ещё и названия групп - лидеров выше упомянутого моего опроса. Обратите внимание: логотипы «Алисы» и «ДДТ» как будто сами говорят нам «Нарисуй меня!». Представляю вам второе правило логотипа для рок-группы. Условно назовем его так:
2. Легкость воспроизведения на окружающих объектах. Это свойство логотипа очень важно, поскольку один из каналов продвижения рок-группы - это вирусная реклама на предметах архитектуры, интерьера и т. д., распространяемая юными фанами. И это не случайно: рок-музыка несет в себе сомнение в общественных устоях и протест против их незыблемости, точно так же как надпись как бы указывает стене на ее несовершенство.
Идем далее. Логотип рок-группы должен легко наноситься и ярко смотреться на элементах атрибутики: футболках, шапках, сумках, кулонах и т. д. И чем сильнее позволяет логотип «разгуляться», тем больше человек его «оденут» и увидят. Поэтому третье правило:
3. Адаптированность к изготовлению атрибутики. Для этого предпочтителен яркий цвет, буквы средней толщины, желательно без контуров. Что касается фона, то давным-давно открыт самый удобный цвет - черный. Однако он же и самый «избитый». Можно, конечно, поэкспериментировать с другим цветом, но никто не решается. Поскольку, чем сильнее рокер отличается по цвету, тем слабее он ассоциируется с роком.
Что же ещё поможет придать вашему логотипу устойчивую характеристику? Конечно же знаки, которые первыми расскажут о содержании вашего творчества. Правило четвертое:
4. Дополнительные семиотические элементы. Они помогут идентифицировать философию группы, а значит способствовать запоминанию названия. Однако в них есть и минус - клише, которое будет очень тяжело «смыть» в случае смены рок-направления. Поэтому действуйте на свое усмотрение. Так, если вы проповедуете идею всеобщей любви - можете добавить в логотип «пацифик». Если вы не признаете власть - можно сказать об этом при помощи знака анархии. Ваш лирический герой испытывает сильные душевные муки? Об этом намекнет крест. Дорисуйте в логотип пентаграмму, если ваши песни пронизаны чем-то страшным и зловещим. Можете поставить и что-нибудь загадочное. Например, руны (как это сделано на логотипе группы «Пикник»). Только вопрос - все ли их заметят и поймут.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stas_kushnarov/25119093/128860/128860_600.jpg)
А теперь прошу вас снова обратить внимание на результаты моего опроса. Как вы видите, все лидеры голосования имеют краткие логотипы. Лаконичность! Вот что ещё поможет вас запомнить. Пятое правило:
5. Легко читаемый и короткий логотип. И даже если вы уже погорячились придумать длинное название, вы всегда можете превратить его в сокращение или аббревиатуру. Вспомните такие вторые названия групп, как «НАУ» («Наутилус помпилиус»), «АУ» («Автоматические удовлетворители»), «ГО» (Гражданская оборона»), и даже Борис Гребенщиков более известен как «БГ», чем как лидер «Аквариума».
Есть такая особенность большинства наших соотечественников - тяга к иностранному. И многие музыканты пишут название своих групп латиницей, что «напускает туман» в восприятие, забыв о шестом правиле:
6. Аутентичный язык. «Пишитесь» на том языке, на котором поете. И вы будете с вашим логотипом единым целым.
И последнее основное правило. Не забывайте о правильной матрице эмоций, характерной для всех логотипов (направление основной части логотипа от левого нижнего угла в правый верхний). А так же помните об альтернативе матрице эмоций в логотипах рок-групп - симметричности.
7. Правильная матрица эмоций и симметрия. Первое придает логотипу динамичность и ориентированность на развитие, а второе - совершенство, к которому подсознательно тяготеет любой почитатель музыки.
Разберем логотип одного из лидеров опроса - группы «Алиса». Прежде всего, логотип рассказывает об истории группы. Группа, рожденная в СССР с большим будущем. Перспективу группе «пророчит» сочетание правильной матрицы эмоций с симметрией. Обратите внимание на временной период логотипа «Алисы»: он написан как бы на злобу дня. Но суть в том, что такая злободневная тематика всегда востребована нашим обществом. Кроме того, логотип имеет «быстрый почерк», что передает революционно настроение творчества группы. Круто? И все это уместилось в лаконичной надписи.
Как альтернативный пример - представляю вам логотип с гербом группы «Queen». Созданный профессиональным дизайнером, лидером группы Фредди Меркьюри он повествует не только о философии группы, но и о ее участниках. И, хотя из-за сложности этого произведения искусства, с ним знакомы в основном только коллекционеры творчества группы, само по себе существование герба музыкальной группы является историческим. А малоизвестность логотипа группа компенсировала эпатажностью в других направлениях.
![](http://ic.pics.livejournal.com/stas_kushnarov/25119093/129080/129080_600.jpg)
Вывод: правила можно нарушать, но лучше это делать не из упущения, а во имя. Во имя новых интересных открытий.
Статья подготовлена мною для издания MMR