Dec 06, 2011 00:38
Коммерсант-fm, эфир 06.12.11:
На вчерашних митингах, слившихся в итоге в один, было немало моих знакомых. Кто-то оказался в автозаке, кто-то благополучно вернулся на работу или домой. Один задал нетривиальный вопрос: «Нас же там было много, как никогда. Ну, может, не 10 тысяч, но тысяч пять точно. Военных и полиции, насколько я знаю, понагнали столько, что нас могли раздавить - жестко и жестоко, чтобы другим неповадно было. Почему они этого не сделали?»
В самом деле, почему? Впервые за много лет в центре Москвы собралась внушительная толпа людей, которые не хотят жить при Путине. Они не просто поговорили, но к тому же после разрешенного митинга устроили несанкционированное уже шествие. Если бы их не остановили, могли бы и до ЦИКа, и до Кремля дойти. Формально «силовики» имели право повести намного жестче. Казалось бы: все, выборы прошли, «Единая Россия», хоть и проиграла, но все-таки победила, пора, как предрекали некоторые политологи, «закручивать гайки». Самое время несогласных «внутренних врагов», цитирую прошлогоднее интервью премьера, «дубинкой по башке отоварить», чтобы те застучали «копытами в сторону моря». Что случилось? Почему не «отоварили»?
Когда пару месяцев назад я в очередной раз произнес в своем комментарии фразу «власть боится», прокремлевские тролли набросились на меня, как на вражеский дзот: «Да никого наша власть не боится!» Боится не боится, а вчерашнему, как сказал бы Ильич, «архиважному» событию власть позволила произойти по одной простой причине. После 4 декабря в Кремле и Белом доме поняли: «отоваривать» оппозицию больше нельзя. Политический смысл реакции власти на вчерашнее шествие выражается в тезисе: вчера власть легитимизировала уличные протесты. Поверьте, теперь многотысячных уличных акций станет больше. И большинство таких акций, если, конечно, у кого-то из «небожителей» совсем не сорвет «крышу», ни дубинками, ни тем более пулями, резиновыми или свинцовыми, разгонять не будут.
Проявлять жестокость к несогласным можно с самоуверенной улыбкой, когда правящая партия получает 80-процентную поддержку на выборах. Когда 60 с лишним процентов - тоже можно, но уже с тревогой и холодным потом на лбу. Когда же при всех кооперфильдофских «талантах» «избирательных комиссаров» партия власти со скрипом получает половину думских мандатов, давить оппозицию армией может только политический самоубийца. Потому что даже тот самый человек из оцепления говорит Навальному: «Алексей, я все понимаю, но - нельзя». Вряд ли он с этим «я все понимаю» голосовал за «Едро», и где гарантия, что завтра он со своими бойцами не скажет: «А, знаешь, теперь можно!»?
Короче, вчерашняя «встреча на Эльбе», а именно так я бы назвал общение полиции с митингующими - еще один аргумент в пользу того, что те, кто голосовал, сделал правильный выбор. Еще одно доказательство того, что в Новом Году мы будем жить уже совсем в другой стране. И еще одно напоминание каждому, что именно от каждого теперь будет зависеть, что это будет за страна.