Dec 02, 2009 23:09
Недавно принятый Указ Президента Республики Беларусь №543 изменил правила формирования жилищной очереди.
Достаточно исчерпывающим и информативным, на наш взгляд, является диалог корреспондента БЕЛТА с председателем Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Беларуси Галине Полянской. Тут, как говориться, "не прибавить", поэтому приводим основную часть диалога "как есть"
"- Для кого предстоящие перемены окажутся позитивными?
- Самое главное, что, по всем прогнозам, очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий должна сократиться. А значит все, кто в ней по праву состоят, смогут быстрее обрести собственное жилье. Пока сложно делать расчеты, но думаю, она уменьшится как минимум на 20-30%.
Наверное, вздохнут с облегчением те, кто пользуется социальным жильем. Согласно указу, продлен с 3 до 10 лет срок пользования таким жильем в случае, если его наниматель уехал на постоянное проживание в другое помещение или умер, но остались трудоспособные совершеннолетние члены семьи.
Часто возникали сложные и драматичные ситуации, когда наниматель социального жилья уезжал или умирал, оставалась семья, которой давали 3 года, чтобы освободить помещение. За это время построить, например, квартиру в Минске нереально. Куда деваться людям? Приняв поправки в законодательство, пошли им навстречу. Увеличили срок проживания до 10 лет. За это время можно найти другое жилье. Главное помнить, что делать это все равно нужно, потому что приватизировать социальное жилье нельзя.
Очень важное изменение - предоставление права семьям, имеющим детей-инвалидов, получить жилые помещения социального пользования вне зависимости от уровня доходов. По-моему, родители, которые сами растят и воспитывают детей-инвалидов, заслуживают всяческой поддержки и содействия от государства. С принятием указа у них появится реальная возможность улучшить жилищные условия.
Положительно воспримут изменения те, кто пользуется жилыми помещениями специального служебного жилищного фонда, если у них больше нет собственности. Так, гражданам, проживающим в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющим в собственности (пользовании) иных жилых помещений, предоставлено право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, гражданам, отработавшим более 5 лет в государственных органах, расположенных в административно-территориальных единицах, в пределах границ которых имеются зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение, - право быть принятыми на учет нуждающихся в любом местном исполнительном и распорядительном органе в пределах границ соответствующей области.
Увеличивается с 2 до 6 месяцев срок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при достижении ими совершеннолетия. Можно сказать, что это требование жизни. Исходя из практики, нереально было подыскать жилье за 2 месяца.
- За счет кого очередь сократится? Кто рискует потерять или вовсе не получить статус нуждающегося?
- Уменьшение очереди произойдет за счет нечестных граждан, которые хитрят и жульничают, используя пробелы в законодательстве. С принятием указа все "лазейки" для различного рода махинаций будут устранены. А для тех, кто по праву дожидается льготных условий приобретения жилья, это означает скорейшее обретение заветной собственности.
По данным на начало января 2009 года в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли более 701 тыс. человек. Государство из года в год тратит значительные суммы на льготное кредитование. В нынешнем году объем господдержки достиг рекордной цифры в Br5 трлн. Для бюджета это нелегкая ноша. Важно, чтобы средства шли по назначению - только тем, кто на самом деле нуждается. Указ направлен не столько на изменение очередности, сколько на перераспределение финансовой помощи в пользу малообеспеченных граждан.
Одно из нововведений - подсчет квадратных метров не только претендента на очередь, но и членов его семьи, проживающих в том же населенном пункте. Известно, что для причисления к нуждающимся надо иметь менее 15 кв.м площади на человека. Например, зная это, многие родители, проживая в 3-комнатных квартирах, покупали детям 1-комнатные и тем самым "делали" их нуждающимися.
Еще один вариант "махинаций" - когда человек построил жилье на льготных условиях, но хитрит, не оформляя право собственности на него. Занимает жилплощадь на основании договора найма, аренды, безвозмездного пользования и претендует на повторное получение льгот для строительства. Это было законодательное недоразумение. Давно назревала необходимость принять уточняющие нормы, чтобы исключить подобного рода жульничество. Принятые законодательные изменения нацелены на то, чтобы в будущем такой несправедливости не допускать.
Немало было и таких, кто намеренно ухудшал жилищные условия с расчетом построить льготное жилье. Например, путем перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела, вселения других граждан, если для этого не было оснований. Теперь для данной категории предусмотрен 5-летний "штрафной" срок со времени ухудшения жилищных условий. В течение этого периода они не могут быть приняты в очередь нуждающихся. Думаю, справедливо наказать тех, кто пытался действовать во вред другим людям, у кого действительно есть проблемы с жильем.
Благодаря указу определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение жилых помещений социального пользования, служебного жилья, жилых помещений в общежитиях. Требования в нем достаточно жесткие, и это правильно..."
Таким образом Государство не только предоставляет льготные кредиты на строительство жилья нуждающимся, но и следит, чтобы эти кредиты дошли именно нуждающимся.
А Кольцо патриотических ресурсов Беларуси считает, что значительно улучшило бы ситуацию введения законодательного ограничения "лишних квартир", чтобы исключить возможность недобросовестным гражданам наживаться на спекуляциях недвижимостью.
Кольцо патриотических ресурсов Беларуси предлагает, например, такой вариант: установить норму количества квартир на семью - 1 квартира на 1-4 человека (условно). Причем либо превышение нормы должно облагаться ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ налогом (из расчета, например, 30% рыночной стоимости квартиры в месяц), либо должна быть принудительная продажа "лишних квартир" в трехмесячный срок за любые деньги, иначе - конфискация. Кроме того, необходимо обеспечить дополнительные барьеры продаже квартир гражданам иных государств.
При реализации нашего предложения, запрета "лишних квартир", предложение жилья на вторичном рынке недвижимости серьезно вырастет, стоимость жилья на вторичном рынке существенно уменьшится, уменьшится количество нуждающихся - за счет покупки ими резко подешевевших квартир, а траты из бюджета значительно сократятся.
Повторяем - квартиры - объект первой необходимости, а поэтому оборот их Государство должно регулировать не менее, чем оборот лекарств, хлеба и молока.
Мы - ЗА ЗАПРЕТ "ЛИШНИХ" КВАРТИР!!!
жилье,
Беларусь