В начале прошлого столетия в Ирландии развернулась масштабная борьба за независимость от Великобритании. События развивались стремительно и практически параллельно с «советским сценарием» - не случайно Иосиф Сталин ещё в 1917 году ирландских борцов за свободу называл «наносящими удар по империализму». Но Изумрудный остров полноценно в сфере интересов СССР оказался позже - в период Холодной войны. Ситуацию в Северной Ирландии Москва решила использовать в своих интересах, начав поддерживать жителей острова оружием.
Оружие, которого не хватало
В 1994 году Борис Ельцин в «Записках президента» вспоминал - ирландцы в деньгах, благодаря американским перечислениям, не нуждались, а вот оружие у Советского Союза постоянно выпрашивали. Так, в 1969 году лидер Коммунистической партии Ирландии Майкл О’Риордан попросил у русских две тысячи автоматов, 150 пулемётов, а также патроны для нужд ирландской армии.
С учётом непростой геополитической обстановки, положительное решение в ответ на просьбу было принято только спустя несколько лет. Согласно плану, КГБ требовалось осуществить поставку оружия в Ирландию, но сделать это не напрямую, а через «кубинских товарищей». Кроме того, запрос О’Риордана полностью удовлетворëн не был. Европейское государство получило от Москвы
всего 70 автоматов и 2 пулемёта, а также 41 тысячу патронов.
Не враги, но и не друзья
27 августа 1979 года в деревне Маллахмор в провинции Коннахт прогремел взрыв. Борцы за независимость подорвали катер, на котором рыбачил родственник британской королевской семьи - адмирал флота и бывший вице-король Индии Луис Маунтбеттен. В это же время был нанесён удар по месту дислокации британских солдат, в результате чего 18 военнослужащих были убиты.
Публицист Евгений Жирнов в 1993 году предположил, что взрывчатка, которую использовали ирландские военные, оказалась поставлена из Москвы по просьбе О’Риордана. При этом в СССР ничего не знали о планах использовать оружие в отношении Маунтбеттена, который являлся племянником последней русской императрицы Александры Фёдоровны.
После этого инцидента в КГБ решили отстраниться от ирландских сепаратистов. Агентам комитета изменение в политике объяснили лаконично - мол, ирландцы «не умеют хранить тайны».
источник