Нескончаемая воздушная тревога, смрад генераторов и отстрел политиков: чем живет Львов?

Jul 27, 2024 17:23


«Украинский Пьемонт» стал транзитной зоной.

На днях отмечалось 80-летие освобождения Львова от фашистов во Второй мировой войне. Для нынешней столицы западно-украинского региона эта дата - не повод для празднования. Львов сейчас живет в другой реальности. В какой именно, посмотрел корреспондент «МК».



На железнодорожном вокзале "Львов-Главный" пассажиры стараются в эти дни купить на память о посещении «Бандерштадта» красочно исполненное сувенирное «Летнее расписание пассажирских поездов». «Львов - Мариуполь», «Львов - Мелитополь», «Львов - Северодонецк», «Львов - Лисичанск» - таких маршрутов на «Укрзализныце» вообще-то не существовало даже до 24 февраля 2022 года. Тем более невозможно ими прокатиться сейчас. Поскольку конечные станции конституционно закреплены в составе Российской Федерации. Но… Не зря же в украинском фольклоре имеется поговорка: «Дурэнь думкою багатие» («Дурак мыслью богатеет»).

- Дружэ, допоможэ цэ занэсты…(Друг, помоги это занести.)

Мою неспешную прогулку по центру Львова прерывает аккуратно одетый молодой человек лет 30. Судя по манерам, администратор торговой точки. Хрупкая девушка-подчиненная тем временем тщится подтянуть поближе к крылечку новенький электрогенератор.

«На автомате» легкомысленно берусь за металлическую ручку прибора одной правой. Не получается. С третьей попытки кое-как удаётся его приподнять, чтобы «мой» край обрёл возможность вкатиться внутрь магазинчика на колёсиках. Исполнив просьбу львовянина, поднимаю голову на вывеску. «Интым-крамныця», а проще - секс-шоп. Мозг пронзает мысль: «Так вот для чего мне понадобилось мчать 4 с лишним часа через Житомирскую, Хмельницкую, Ривненскую, Львовскую области!». Оказывается для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование магазина интимных товаров. Одного из двух десятков, разбросанных по западноукраинскому областному центру…

Температура воздуха в тот вечер равнялась +32. Днём была 35-36 градусов. Узкие мощёные улочки запружены гуляющим людом разных возрастов. Преобладающий язык - украинский. Редкие фразы на русском, если и долетают до моих ушей, то произносятся вполголоса. Скорее всего, переселенцами из юго-восточных регионов. Эти граждане страны в основном воспринимают «Украинский Пьемонт» в качестве крупного пересадочного пункта по пути в страны Евросоюза. Надеяться на выделение властями недорогого и более-менее сносного жилья им бесполезно. Такой жилой фонд предназначен сугубо для состоятельных сограждан: судей, прокуроров, госслужащих высокого ранга. Местные журналисты-расследователи время от времени «засвечивают» их имена и должности. Пока без особого успеха. Если в Киеве у правдоискателей действительно имеются реальные возможности достучаться до «верхов», то в провинции шансы «прижать к ногтю» зарвавшихся коррупционеров минимальны.

Туристов из-за рубежа во Львове хоть отбавляй. Продлённый в очередной раз режим военного положения никого не смущает. Разве что ночные прогулки в период между 00.00 и 5 часами утра не приветствуется. Могут останавливать не только праздно шатающуюся публику, но и автомобили, если у водителей отсутствует «вездеход» (запаянное в пластик разрешение нарушать комендантский час); в целом же людей в форме Нацполиции и Нацгвардии не видно, всё делается для создания максимально комфортного времяпрепровождения.

Хочешь света - терпи грохот

Дискомфорт начинается… не с повсеместно включаемыми сиренами воздушной тревоги, к ним давно все привыкли. По-настоящему худо становится с плановыми одновременными отключениями электроэнергии и централизованного водоснабжения.

Свет пропадает по нескольку раз на день - по 2-3 часа. Ночью, положим, это не так заметно. Но днём!..

Представьте себе те же улочки, на которых через каждых 3-4 метра ревмя ревёт мощный китайский генератор. Обладатели этой чудо-техники стараются выкатить устройства как можно дальше от видавших виды домов еще польской постройки. Чтобы поберечь здоровье находящихся в этих строениях пожилых людей. Вибрирование стен вследствие одновременного запуска полутора десятков генераторов может и становится меньше. Однако пешеходам всякий раз приходится надрывать голосовые связки, чтобы молвить собеседнику простую фразу из нескольких слов. Ну и смрад из-за одновременного сжигания в разных местах дизельного топлива стоит просто жуткий.

Председатель Комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в эти адские дни решил пристыдить недовольных соотечественников. «Рискуя шокировать поколения, родившиеся и выросшие вместе с кондиционерами, напомню, что за 40 тысяч лет до их рождения человечество справлялось с нестерпимой жарой, используя ведро, водоём или колодец. Перечисленные предметы и сооружения не только помогают преодолеть любой зной, а и проделать это весело, - написал 46-летний доктор юридических наук в популярной социальной сети. - Назовите это лайфхаком и не делайте трагедии там, где её точно нет».

После взрыва всеобщего негодования профессор поспешил извиниться за своё якобы полушутливое предложение: «Тех, кто воспринял мои слова как грубость, прошу простить за не вполне корректный совет. Я живу в самом что ни на есть обычном не люксовом селе за 50 километров от Киева, потому не усматриваю в этих украинских традициях борьбы с жарой ничего крамольного». Народ, впрочем, «не повёлся». «Бедняжка, давайте все ему посочувствуем, - написала жительница Запорожья Людмила Багно. - Живёт в простом селе, наверное без элементарных удобств, машины нет… Сказочки для дебилов».

Львов не для Зеленского

Отдельный сказ об умонастроениях львовян. Львовская область весной 2019 года стала единственной, «прокатившей» Владимира Зеленского и в 1-м, и во 2-м турах.

За прошедшие с той поры 5 «конституционных» лет Владимира Александровича и несколько месяцев «пересидки» народ своего отношения к криворожскому стендаперу не поменял. Скорее наоборот. Зеленский в понимании львовян более всех повинен в начавшейся 24 февраля позапрошлого года СВО российской армии на Украине. По сути, его вопиющая некомпетентность, неумение идти на компромиссы с высшим руководством Российской Федерации и «притянули» на украинские земли активные боевые действия.

«Мы же вас всех предупреждали! Отчего не прислушались к умным советам?!» - такой рефрен сегодня звучит в любом из уголков древнего Львова.

Не стану пересказывать дискуссии, услышанные мной от львовских «пикейных жилетов» возрастной категории 35-65. В 95% разговоров присутствует политическая составляющая. Правду-матку режут почём зря, без оглядки на власть любого уровня и на «филеров», ежедневно запускаемых СБУ в самые популярные кавьярни (кофейни) и на летние веранды более дорогих увеселительных заведений.

Наиболее жаркие споры возникают, конечно же, по поводу шансов Украины стать полноправным членом НАТО.

Обозначу некоторые позиции «политически озабоченных» львовян, с которыми корреспонденту «МК» сложно не согласиться.

Мне (как и им) неведомы случаи принятия в Североатлантический альянс стран с очевидно диктаторскими режимами. Украина же при Владимире Зеленском семимильными шагами движется именно к такому методу государственного управления. С оглядкой на военное положение в стране демонстративно попираются базовые права и свободы граждан. Зная о тотальном запрете на проведение протестных акций и массовых митингов, украинские мародёры, близкие к партии «Слуга народа», преспокойно разворовывают не менее трети ВВП. А обещанные кардинальные реформы Зеленским и компанией безнаказанно саботируются.

Наряду с этими целиком справедливыми суждениями львовским обывателям присущи коллективные заблуждения вроде якобы возможной убедительной военной победы ВСУ над Россией. При том что ни один из западных союзников Украины так не считает.

Стоимость жизни львовян

Еще одна «ходовая» тема - заметно упавшее благосостояние большинства львовян. На городских улицах я каждый день встречал множество людей предпенсионного и пенсионного возраста. Они что было сил скрывают аховое финансовое состояние в своих семьях. Возможно, готовы и дальше терпеть невзгоды. Тем более что военное положение, действующее до 11 августа, продлено Зеленским еще на три месяца.

Понять тех, кто в ближайшее время собирается на заслуженный отдых, можно. Украинцам с полным страховым стажем 35 лет, чтобы получать пенсию в размере 15 тысяч гривен (32 тыс. рублей РФ), надобно иметь зарплату не меньше 48 тыс. 778 гривен (104 067 руб.). Если у гражданина за плечами 40 лет страхового стажа, в этом случае для начисления пенсии в 15 тысяч он должен иметь зарплату 42 680 гривен (91 057 руб.).

Обе только что названные суммы для высокопоставленных столичных госчиновников, депутатов парламента и мэров крупных и средних украинских городов вполне себе достижимы. Некоторым даже 50 тысяч для вольготной жизни в Киеве кажется смехотворно мало, о чем они не стесняются заявлять с экранов ТВ. У простых граждан же «потолок» жалованья - максимум 26-28 тысяч.

Есть и «сорокатысячники». Да только это преимущественно строительные рабочие из провинции, занятые на сооружении высоток. Однако во Львове жилищное строительство после начала СВО - в состоянии «заморозки». Молодежи предлагают устраиваться во всевозможные службы доставки - то ли продуктов питания, то ли посылок и ценных писем. В Киеве за такой труд платят от 18 до 30 тысяч в месяц (от 38 403 руб. до 64 005 руб.). Львовские курьеры-доставщики могут рассчитывать на куда менее «звучные» цифры.

А если переложить эти зарплаты на цены в магазинах, то ситуация получится нерадостная. Конечной целью моей пешей прогулки по проспекту Чорновила было посещение супермаркета "Aшан". Французская торговая сеть не первый год сдерживает натиск «политически озабоченных» украинцев. Те требуют от "Ашана" незамедлительно закрыть свой бизнес на территории РФ. В противном случае обещают лютые акции протеста с битьём витрин включительно во всех городах, где "Aшан" владеет торговыми залами и интернет-магазинами.

Во львовском "Ашане" ничего такого я не заметил. Супермаркет порадовал завидной заполняемостью покупателями. Однако при расчете кассир ровным голосом поприветствовала меня лозунгом «Слава Украине!». Ни в одном из полутора десятков киевских "Ашанов" или в его житомирском подразделении меня этим ныне общепринятым приветствием до сих пор не встречали.

Пешие прогулки улицами Львова - не от хорошей жизни. Проезд в никуда не торопящемся трамвае каждый раз вытягивает из моей банковской карты 15 гривен (32 рубля). В Киеве что трамвай, что метро, что автобус с троллейбусом - 8 гривен и ни копейкой больше (17 руб.). То есть поездка в черте города обходится почти вдвое дешевле.

Картофель дешевле чем за 9, 89 грн. (21 руб.) не сыщешь. Кило дыни стоит 57,79 грн. (123 руб.), арбуза - 27,95 (59,63 руб.). Помидоры предлагают по 70 грн. (123 руб.) за килограмм, кукуруза подешевле будет - всего 20 гривен (43 руб.).

95-й бензин на АЗС - от 56 гривен до 60 (за премиум). В рублях это от 119 до 128 за литр. Дизельное топливо (им заправляют не только автомобили, а и генераторы) обходится в 52,88 грн. (113 руб.). Едва ли не самый ходовой во Львове генератор мощностью 10 квт сжирает за час 4 литра «дизеля». За два часа работы устройство вытянет из кармана украинца, в переводе на российские дензнаки, почти 900 рублей. При теперешних заработках львовян - это довольно много.

Ну а пенсионерам этот «вид удовольствия» фактически противопоказан. Средний размер пенсии на Украине - 5816, 62 грн., или 12 тысяч 354 рубля. Жители Львовской области имеют в месяц почти на 100 гривен меньше, чем их ровесники из Центральной либо Юго-Восточной Украины. Западноукраинским старикам необходимо полностью отказаться и от еды, и от квартплаты, и от приобретения лекарств, чтобы позволить себе включать электрогенератор на протяжении хотя бы 5 (пяти) дней. На что им жить в течение остальных дней месяца, никого особо не волнует.

Насколько безопасен Львов-2024 для проживания?

Исходя из подлётного времени российских ракет, любой из районов Львова достаточно уязвим. Туманные обещания лидеров соседней Польши в случае чего сбивать «чужие» воздушные цели над Львовом и регионом силами своей ПВО вряд ли осуществимы на практике в ближайшие годы.

- Если не ошибаюсь, вы местный? Тогда подскажите, пожалуйста, безопасную квартиру в городе, где мы могли бы переждать сутки. Потом нас подберут и повезут дальше…

Женщина лет 35, с двумя дочерьми-подростками, в окружении нескольких недешёвых дорожных сумок, невольно сделала мне комплимент. Потому что любой профессиональный журналист, попав в чужой город, старается «слиться с толпой», не привлекать внимания к своей персоне.

Перед тем как раскрыть карты и признаться, что тоже приезжий, интересуюсь, куда держит путь семья. Выясняется, что дама и ее дочери час назад приехали из Харькова. Её супруг был мобилизован в ВСУ. Он порекомендовал не медлить с выездом в Евросоюз. На следующий день мою собеседницу с детьми должны были провезти через польскую границу в направлении Чехии.

- А почему решили не через Закарпатье ехать? Так ведь короче путь…

Опять-таки, по прикидкам мужа-военнослужащего, привычный маршрут через Ужгород и Словакию может быть небезопасен. Ввиду известной позиции словацкого правительства по отношению к Украине. При следовании же транзитом через Польшу семью харьковчанина никто-де не тронет.

Пока мы говорим, женщина выбирала на айфоне предложения о сдаче в краткосрочную аренду львовских квартир. После того как она отправила СМС облюбованной ею владелице, прошло максимум 5 минут. После чего за переселенцами подъехала вместительная Mazda…

На сдаче подобным транзитным пассажирам комфортного жилья львовяне, похоже, неплохо зарабатывают.

Львовский железнодорожный вокзал - чуть ли не единственное место в городе, где можно наблюдать высокую концентрацию полицейских в форме. На автовокзалах служивых гораздо меньше.

- А что, линейные отделы полиции у вас восстановили? Я что-то пропустил? - спрашиваю у копов, величественно дефилирующих по залу ожидания.

- Нет. Транспортная милиция в стране ликвидирована… - с улыбкой отвечает один из полицейских.

Кардинальная реформа полиции, начатая в 2015-м новым главой МВД Украины Арсеном Аваковым, предусматривала полную ликвидацию транспортной милиции, ГАИ и дорожной полиции. Их функции передавались патрульной полиции. ДТП на украинских улицах спустя считаные месяцы после «революции» стало в разы больше. Порядка на железной дороге, на автовокзалах и в аэропортах, наоборот, меньше. Желание «делать все наперекор России», где никто не думает упразднить госавтоинспекцию и тем более транспортную полицию, привело Украину к сплошь негативному результату.

Львов политический

Моя командировка во Львов совпала по срокам с днями накануне громкого расстрела экс-депутата Верховной рады Ирины Фарион. Если верить министру внутренних дел Украины Игорю Клименко, после совершенного преступления полицейские тщательно обследовали… 100 гектаров леса, другие возможные пути отхода киллера с места преступления. При этом, как теперь известно, 18-летнему парню, несмотря на объявленный на Львовщине и в соседних регионах план «Перехват», спустя 2 дня после совершенного им убийства удалось пересечь с запада на восток обычным пассажирским поездом пол-страны и вернуться в родной Днепр (бывш. Днепропетровск).

Выскажу собственное предположение: помимо несуществующего в природе «Управления МВД Украины на Львовской железной дороге» в постсоветской республике столь же «эффективно» работают и прочие структуры обеспечения правопорядка.

Сбежать с места преступления и быстро покинуть любой украинский город, как показал случай с убийством Фарион, в наше время проще простого. Потому что специфические навыки розыска преступников, облюбовавших транспортные средства, у новых украинских копов начисто отсутствуют. Пласт оперативных наработок, многократно помогавший украинской транспортной милиции и пришедшей ей на смену полиции успешно ловить злодеев, благополучно канул в Лету. Поэтому относительно безопасности жителей, а также иностранных гостей Львов сейчас не входит в топы мировых городов. И это, похоже, надолго.
источник

СВО, #демилитаризацияукраины, Львов

Previous post Next post
Up