В 1903-м году во французской прессе разразился скандал: оказалось, что в Лувре под видом предметов старины выставляется сермяжный новодел. И эти обвинения огульными не были.
Эмигрировавший из России во Францию Лифшиц выступил свидетелем того, что выставленная в Лувре древнегреческая тиара была изготовлена в Одессе ювелиром Израилем Рухомовским. Тот тоже отпираться не стал - было дело, за 1800 рублей сваял этот самый экспонат для братьев Гохманов.
Братья Шепсель и Лейба Гохманы, и, правда, спекулировали древнегреческими артефактами. Сперва в одесской антикварной лавке занимались скупкой и продажей предметов старины, подогнанной местными крестьянами, либо т.н. «богровщиками» (черные копатели начала 20 века). Видя, что особо популярны древнегреческие плиты, а попадаются на местах поселений эллинов они не так часто, Шепсель и Лейба, подтянув лингвистов и камнерезов, организуют подпольное производство таких плит. Бизнес попёр и Гохманы расширяют производство за счет изготовления «древнегреческой» ювелирки.
Чтобы не попасть под пресс российского законодательства, братья рассудили, что кошерно будет толкать новообретённые «предметы старины» за бугор. Чтобы не мелочиться, замыслили изготовить уникальную вещь - золотую тиару, которую греки подарили скифскому царю Сайтаферну, чтобы обезопасить себя от набегов кочевников. Под это дело подтянули ювелира Рухомовского. Вскоре уникальный товар был готов.
Такая отличная тиара. да еще и с такой «биографией» заинтересовала лучшие музеи Европы, но в Венском Императорском музее, например, на неё просто не хватило денег. А вот у Франции денег хватило. Эксперты Лувра, изучив тиару, подтвердили её безусловную историческую ценность и из Парижа в Россию Гохманы возвращались уже без тиары, но с 200 000 франков.
Впрочем, радовались удачным приобретением сотрудники Лувра недолго, т.к. в 1903-м году вся эта схема вскрылась.
источник