После капитуляции фашистской Германии возник вопрос о возмещении ущерба. Но в первые послевоенные годы зафиксировать масштаб разрушений страны-победительницы не смогли. Так эта тема стала одной из самых запутанных в истории XX века. До сих говорят о том, что Иосиф Сталин пожалел немцев, так как довольствовался минимальными репарациями.
После Первой мировой войны
Германии пришлось выплачивать репарации после поражения в Первой мировой войне. Тогда Великобритания, Франция и США посчитали, что нанесённый ущерб эквивалентен 269 млрд марок (100 тысяч тонн золота). Очевидно, что взять такую сумму немцам было неоткуда.
Вскоре было принято несколько соглашений, благодаря которым размер репараций сократился до 132 млрд марок, что, однако, тоже оказалось неподъёмным грузом для германской экономики. Считается, что дань, которую должна была выплачивать Германия, и способствовала приходу к власти Адольфа Гитлера. Первым делом он отменил выплату репараций, что позволило стране развиваться быстрее.
После Второй мировой войны
В ходе Крымской конференции, на которой присутствовали Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт, было решено установить общую сумму германских репараций за Вторую мировую войну в размере 20 млрд долларов (20 тысяч тонн золота), то есть в пять раз ниже, нежели чем за предыдущий масштабный военный конфликт. Первым такой размер репараций обозначил Иосиф Виссарионович. Советский Союз, решил генералиссимус, из обозначенной суммы должен был получить половину. США претендовали на четверть, хотя на американскую территорию не упала ни одна из немецких бомб.
Некоторые историки сходятся во мнении, что решение было принято с учётом извлечённых уроков из прошлого. Обложенная баснословной данью Германия в один момент просто обозлилась на весь мир.
По другой версии, Сталин пытался смотреть в будущее. Из Германии он планировал сделать союзника в противостоянии с Западом, а ослабленное с экономической точки зрения государство плохо подходило на эту роль. Косвенно данную теорию подтверждает фраза, сказанная советским лидером ещё в августе 1939 года во время первого визита в Москву немецкого министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа: «Я никогда не допущу ослабления Германии». Видимо, даже после разрушительной войны Сталин остался непреклонен в вопросе дальнейшего мироустройства.
источник На самом деле, расчет Генералиссимуса оказался верным: ГДР, как и другие страны-участницы Варшавского Договора, была нашим союзником. Увы, враг оказался внутри, а не снаружи. Иуда Горбачёв всё предал, а пьяная мразота Ельцин с кучкой ворья довершил развал.
Россию, к счастью, Путин со своей командой смог спасти, вытащить из пропасти. А вот с Европой еще не скоро всё восстановится.