Ну, строго говоря, не только для меня одного. Но был один момент... Но, наверное, обо всём по порядку?
Есть у меня друг юности, которого зовут Гоша. Ну, сейчас-то - понятное дело - Георгий. Кап-раз, все дела, ракушки на жопе, извините, дамы, "морской волк" - на мой взгляд, слишком избито, а других эпитетов и аллегорий я как-то и не знаю. Кто знает (из приличных) - подскажите, заменю, обещаю. И замечу в скобочках, что от этого Гоши у меня в жизни случались, в основном, одни только неприятности. Впрочем, об этом, думаю, тоже есть смысл, если рассказывать - то отдельной темой. А сейчас же, относительно к заявленному, важнее то, что у приятеля имелась подруга, которую звали Оля. Причём, как он утверждал - именно - подруга. Не более. То есть - друг женского пола. И, в общем-то, всем своим поведением они эту версию, находясь в нашей общей большой компании, подтверждали.
Пожалуй, это тоже - не по порядку. Как мы с Гошей познакомились и подружились. Да, бывают вот такие странные дружбы. С неприятностями. Впрочем, других, как мне кажется, исходя из жизненного опыта, и не существует. Разве что, в каких-нибудь литературных произведениях. "Три товарища" там. "Два капитана". Хотя нет - там тоже дружба - еще та. И у ГГ с Катей, и у Кати с Ромашовым. В общем, что-то больше на ум ничего не приходит. А между тем, художественная литература должна давать нам положительные примеры.
Я же пишу не литературу и никому ничего не обязан. Итак - Гоша. Клуб юных моряков. Немного неожиданный переход, соглашусь, но это, пожалуй, оно - то самое НАЧАЛО. В нашем городе, из водоемов имелась лишь протекающая невдалеке речушка Протва - в те годы вполне чистая и пригодная для купаний. Пацанами мы всё лето проводили там, вопреки запретам родителей и к осени были загорелые, не хуже, чем на море. Впрочем, к КЮМу - тому самому "Клубу юных моряков" - это не имеет никакого отношения. Нет, вру, имело небольшое, но - позже, когда мы уже освоили различные морские премудрости, типа азбуки Морзе, флажковой азбуки, вязания узлов, строения шлюпок... Шлюпки!
Шести- и восьмивесельные ялы, на которых мы - разумеется - ХОДИЛИ по нашей Протве. Я, между прочим, был загребным. Профессионалы поймут. Остальные погуглят. Откуда ж они там взялись, на этой речушке? А дело в том (и сейчас это давно уже не является ни для кого секретом) - в городе Обнинске - Первая в мире АЭС, еще парочка реакторов (а вот это уже менее известные факты), ну и по тематике - центр переподготовки подводников. И раньше этих бедолаг заставляли переодеваться в общевойсковую форму (вы представляете степень их унижения?), а, самое, главное, один фиг, все знали, что это - именно подводники. Ну, позже, эту странную маскировку отменили и Обнинск стал напоминать приморский город - по обилию в нём моряков. Причем, в части имелся и постоянный состав, а на переподготовку приходили целым экипажем, после очередного похода.
Я не умею рассказывать сжато и коротко, в этом моя боль и беда. "Мистер Трололо" - так вдруг стали называть неожиданно реанимированного в двухтысячных годах Эдуарда Хиля, получившего, кстати такую популярность благодаря вот-вот закроющемуся сейчас на территории РФ Ютубу, так же, как, в разные годы "Як-цуп-цоп", "Йожин с бажен" и прочие "Хэлло, сайдук" (желающие могут добавить по вкусу). В советские же годы он был не то, чтобы непопулярен... Но такие столпы, как Иосиф Давидович Кобзон, позже - "соловьиная роща", его, разумеется, затмевали. И вот когда он с традиционным чёсом "шефским концертом" приехал в наш город - ему дали сцену даже не самого лучшего в городе ДК. А билеты, в основном, распространялись по предприятиям, через профсоюзы, в качестве сомнительного поощрения.
А ведь теперь-то понимаешь: зря не ценили. Голос-то и впрямь был шикарный. Но... Успех артиста подобен ветренной женщине - она сама не знает чего хочет и кто ей по сердцу. Но вернусь к концерту. Я, так совпало, был в тот момент в летнем курсантском отпуске и находился в родном городе. Встречался с друзьями, всё с той же нашей большой и дружной компанией, из которой потом выходили отдельные пары, затем они распадались, перегруппировывались.. Так, например, произошло и со мной. И я даже не беру во внимание отношения, более близкие чем дружественные, с отдельными девушками из нашей, как сейчас это назвали бы - "тусовки". Я говорю, прямо-таки, о "серьезном" - о браке. Мой первый брак был вторым для моей жены. А первый был с Серёжей - одним из моих, ну, скажем так, товарищей по той самой "тусовке". Вот как-то так. Я не хотел, так получилось.
Но это был позже, намного позже. Хотя, чего там - много - пару-тройка лет прошла. Но в 19 - 20 - 21 год - это ведь - целая эпоха! И был где-то эдак 1985 год, и был летний отпуск после третьего курса, и был концерт Эдуарда Хиля. На который мне вручил пригласительные билет в количестве двух штук некто из мох родственников, который работал в городской администрации - это важная деталь, ибо места были на втором или третьем ряду. Ну, а, ряд занимала, соответственно остальная городская знать - значительно, надо сказать, меня старше.
Я пригласил на концерт Олю. Не спрашивайте - почему. Впрочем, могу ответить. А почему бы и не пригласить? С Гошей они, типа, друзья. Оля мне нравится. Очень. Вай нот? Оля согласилась. Но когда я зашел за ней, достаточно заблаговременно, надо сказать, ибо до того ДК надо было еще как-то добраться, а такси в те годы, в нашем городе было что-то из разряда фантастики - Оли дома не было. Ушла - так сказала мне ее младшая (не намного) сестра. Может, Олю смутило, то, что перед нашим культурным мероприятием я с другими своими дружбанами - да, да, всё из той же славной когорты, даже Гоша там был, кажется - попили так добро пивка? И, когда я предварительно звонил ей, в процессе - показался не сильно трезвым? Может, была еще какая-то причина - кто ж их поймёт, этих девиц юных. А вот сестра - она смотрела на меня как-то заинтересованно и выжидающе.
Одному идти было влом и я предложил сестричке составить мне компанию, она с радостью согласилась. Есть подозрение, что я тогда ей сильно нравился. Но Купидон - такой шутник... Наташка быстренько собрались и мы отправились на концерт. И вот представьте себе такую картину. Хиль поёт, старается, поёт вживую. Наши сидят, как приклеенные, как, помилуй Господи, заложники, рта не раскрывают, с каменными лицами. А я-то - уже, к тому времени, хаживал в городе Риге (где находилось моё военное училище) - почти что загранице для советских времен - на концерты всяких "Машин времени", "Секретов" и даже каких-то иностранных рок-групп (из соцстран, разумеется). И мы, конечно же, не сидели там спокойно на стульях (концерты проходили в спорткомплексе), а, начиная со второго отделения, лихо отплясывали в центральном проходе (танцполов тогда еще не придумали).
Ну и вот тут начал я, хоть и сидя в кресле, но показывать свое самое активное участие в процессе - изображал что-то такое руками, мотал головой. А напомню, что сидел я во втором ряду партера. И по своему более позднему театральному опыту знаю, что, когда включен, так называемый, "актерский свет", софиты ярко освещают всё, что происходит на сцене, для выступающего зрительный зал выглядит чем-то вроде темной ямы, со слегка проглядывающими первыми двумя-тремя рядами.
И - даю вам честное слово - ОН меня увидел. Ну, и как было не заметить меня, такого воодушевленного, среди этой стены мрачных, как будто пришедших на очередное партсобрание, а не на концерт певца, лиц. И еще - из театрального опыта. Трудно играть/петь/читать стихи для всех, для всего зала. Выбираешь кого-то одного, смотришь прямо ему в лицо - и творишь. И вот Эдуард Хиль, заметно приободрившись, выдаёт свою "Жила зима в избушке", глядя на меня, чуть ли не подмигивая прыгающему на кресле чуваку, я радостно пялюсь на него, машу руками... Нет, меня не вывели из зала. Выпитое пиво дало о себе знать очередной раз, и я сам поковылял, ежесекундно извиняясь, по ногам сидящих, на выход. В туалете еще перекурил, и как-то меня после сигареты стало "размазывать".
Короче, вернулся я уже не столь активный. Да и насмотрелся на эти "доброжелательные" лица в ряду, вплотную, лицом-к-лицу. Не вдохновило это зрелище меня к продолжению, совсем. Присмирел я как-то, в общем. Но это неважно. Хиль уже зарядился моей энергией, он уже был в ударе и даже наши местные снобы как-то подергивали локотками и кивали - кто укладками, кто завивками, кто лысинами в такт очередной песни.
Вечер удался, в общем. Потом я провожал олину сестру домой, мы по пути погуляли в городском парке, она как-то искренне радостно восторгалась мною, я читал ей свои стихи (кто не рифмоплётствует в юности?)... Но она была всё же слишком... маленькой? Да нет, уже, в общем-то и не маленькой. Слишком юной? Ну, да, наверное, так: слишком юной - для меня, умудрённого жизненным опытом, 21-летнего "мужика". Слишком юна - для каких-то активных действий с моей стороны. Я довёл ее до квартиры, получил благодарное: "Спасибо за прекрасный вечер" - и...всё, в общем-то, продолжения не было.
С Олей мы еще какое-то время переписывались, пока я доучивался в своем училище, с Гошей у них так как-то ничего и не сложилось. А потом, что называется, судьба нас всех разбросала. Ну, как разбросала? С Гошкой мы иногда виделись в отпусках, после выпуска из училища (но сейчас не об этом), а с Олей... Был случай. В одном из отпусков я, приехав в родной город (а куда-то еще, честно говоря, особо и не тянуло) с Дальнего Востока, где служил тогда, как-то проходил мимо дома, где жила Олькина семья - и вдруг увидел шумную веселую толпу двигающуюся к знакомому мне подъезду.
Она, конечно, изменились внешне - та девочка, с который мы слушали Эдуарда Хиля, а потом гуляли в парке, тем более, в наряде невесты - ее было не узнать. Взрослая, красивая. А вот Олька - она была всё та же весёлая шебутная девчонка; казалось, что она даже младше своей сестры. Нет, ничего такого не всколыхнулось, не ёкнуло, но мы были очень рады видеть друг-друга. Ситуация была не самая удобная, но минут за 15 Ольга рассказала мне своей обычной скороговоркой все основные новости, а я - ей - свои.
Кстати, она тоже приехала в отпуск в наш Обнинск, специально к такому важному радостному событию, а вообще, к тому времени уже довольно давно жила на Украине, где была родина ее бабушки, ну и папы. Отец у нее был подводником; когда мы познакомились, он уже служил в Обнинском центре переучивания. Сестра, как и вся остальная семья, осталась жить в Обнинске, а Ольку почему-то очень тянуло туда, к бабушке, в город, который она считала своим родным - Славянск. Да-да. Тот самый. Сейчас - "тот самый". А тогда это был просто обычный город на Украине, еще советской Украине. Ну, простите, что и здесь вмешалась геополитика. Это - жизнь, что тут поделаешь...
Сейчас у нее уже есть внучка, обе дочки замужем, мы изредка переписываемся в Одноклассниках. И в 2014 году общались и сейчас - когда у нее получается. Им тяжело. Преимущественно, все - вся ее семья - сидят в подвале, никто никуда не стал уезжать, наоборот, все собрались к мамке - к Оле. Мне очень страшно за них всех. Я молю Бога, чтобы они не пострадали.
И, знаете что? Ни одного слова против России я от нее за всё это время не услышал. Да - тяжело, да - страшно. Но - никаких там "фашистов", "захватчиков" и т.п. Почему? Наверное, потому, что она родилась в СССР, потому, что ее папа был советским офицером. Да и просто, скорее всего, потому, что они - обычные простые люди, которым нужно лишь, чтобы у них было тихо и спокойно, просто шла жизнь своим чередом, рождались детки, рос и цвёл садочек у дома... Чтобы была обычная нормальная жизнь. Дай Бог - будет.
А "Песню без слов" или "Вокализ", которая неожиданно обрела, как и ее исполнитель, новую популярность в 2009 году, когда ролик был выложен интернет и стал, что называется, "вирусным" - я, правда, не помню, исполнял ли Эдуард Анатольевич ее на том концерте. Если честно - не был я тогда поклонником такого жанра и таких исполнителей. В качестве некоей компенсации - выкладываю ролик сейчас.
Click to view