Отмечали "День знаний". Впрочем, не уверен, что тогда он так назывался, в 1980 году. Мне кажется, просто было - 1 сентября, начало нового учебного года. Которое, разумеется надо было отметить. Исключительно - в мужском составе. Мужики, так сказать. Ну, мы тогда так себя называли. А наших одноклассниц - "бабы". Эдак, брутально-снисходительно. Возможно, подсознательно, в отместку за то, что мы их, превратившихся к 16-17 годам в юных обворожительных девушек, не особо интересовали, как мужчины. Ибо и не были, на самом деле ими - мужчинами, оставаясь, всё еще, по сути - теми же пацанами. Хоть и с ломающимся голосом, и темным пушком на верхней губе.
Кстати, напомню вам, что в те годы далёкие, советские, десятый - являлся классом выпускным. То есть, это было наше последнее 1 сентября. Грустили ли мы от осознания этого? Не уверен. Скорее - наоборот. Все мы рвались тогда из надоевшей школы в эту прекрасную, манящую взрослую жизнь.
Ну, а сами себе мы казались совсем не юнцами, нет. Мужики! Отсюда, кстати - и выбор напитка для празднования. Что пьют мужики? Разумеется - водку. Вообще, к тому времени, мы, периодически собираясь вместе, классом (не все, но большинство), отмечая какие-то праздники - Новый Год, День Победы - попивали уже горячительные напитки. Однако же, в основном это были всякие портвешки, плодово-ягодные (мы называли их - "плодово-выгодные", или - "червивика") вина, а вот до водки дело не доходило, сохраняли некий пиетет.
Ну а тут - практически, на пороге выпуска - пора, пора! Как, повторюсь - настоящие мужики. Отмечать отправились на "дачу" - 4 "сотки" с домиком-избушкой из досточек - одного из наших одноклассников, точнее - его матери. Водки купили какое-то приличное количество, поэтому на закуску была лишь буханка черного хлеба. Впрочем, какая же "дача" без припасов? Довольно быстро мы обнаружили в погребе "закрутки" - трехлитровые банки с маринованным помидорами, которые матушка нашего одноклассника старательно выращивала летом в парниках.
Соха - Саня Сергиенко, "хозяин" "дачи", уж не знаю, каким образом у него появилась такая странная кличка, видимо, пожалел о своем гостеприимстве, когда жадные руки одноклассничков вцепились в припасы.
- Пацаны, не трогайте помидоры, мне мать п...ды даст! - волновался он небезосновательно.
- Да тут много еще, не заметит, - увещевать нас было бесполезно.
Чем еще хороши были помидоры - маринадом, в котором они плавали. Им запивалась жгучая жидкость, которую мы старательно пытались проглотить. Здоровый организм всеми силами сопротивлялся отраве, заливаемой в него глупыми юнцами. Организм оказался явно умнее нас. Рвотный рефлекс было очень трудно подавить; рассол, помидоры, куски черного хлеба - всем этим мы старались пропихнуть внутрь, удержать в пищеводе содержимое выпитой стопки. Мы смогли выполнить задачу - не посрамиться перед одноклассниками, за столом никого не стошнило. Мы выпили водку, сожрали хлеб и помидоры и нас, разумеется, всех развезло.
Я кое-как встал из-за стола, пробрался к выходу на улицу. Оказалось, это совсем не шутка - выражение: "земля поднимается и бьет по лицу". Именно так и произошло. Во всяком случае, было полное ощущение этого. Резко поднявшаяся перед глазами грязная стена с клочками жухловатой травы. Лежать (или - стоять, прислонившись к ней щекой) было уютно. Но подкатывающий к горлу ком из глубин желудка заставил собрать всё мужество и встать на четвереньки. И, по возможности, быстро отползти за угол избушки. Где уже дать возможность организму освободиться от залитого в него яда.
Собственно, я был далеко не одинок в борьбе за живучесть. В итоге, мы заблевали весь огород. Земля, под зиму была уже вся перекопана и на коричневом грунте ярко и жизнеутверждающе краснели кучки так и не успевших перевариться помидоров. Сохе пришлось на следующий день, с утра пораньше, до школы, подрываться, ехать на "дачу" и закапывать улики. В этот же злосчастный день, несмотря на понимание нашего вопиющего злоупотребления гостеприимством, никто не был способен навести порядок на участке. Кое-как, придя в себя, добрались до ближайшей остановки городского транспорта, залезли в автобус и мрачно-подавленно разъехались по домам. День знаний удался.