Как мой дед в немецком концлагере сидел и что с ним потом сделали наши

Nov 07, 2020 21:37


    Впрочем, интриги никакой нет, во вчерашнем постинге я вкратце ответил уже на этот вопрос. Просто сейчас хочу рассказать немного более подробно об этом. Дедушка Лёня - по моей маме (её отец), как и все мужчины призывного возраста был мобилизован на фронт. Во время боев был ранен, контужен, попал в плен, оттуда - в концентрационный лагерь. Названия лагеря я, к сожалению, не знаю. Но находился он почему-то аж в Бельгии; когда туда пришли войска союзников - был освобождён.
    После освобождения около года ему пришлось провести в лагере НКВД - их "проверяли". И вот тут начинается "самое интересное". К теме: "из немецкого лагеря - в советский лагерь". Читали, наверное, про такие случаи, да? Начиная с баек "совести нации" (какой - вопрос?) Александра Исааковича, заканчивая и более безобидной беллетристикой на эту тему.
    Даже, если вспомнить, на самом деле, впечатляющий, хорошо снятый фильм: "Холодное лето 53-го" - если разбираться досконально - сколько там лажи... Начиная с того, что по той самой амнистии 1953 года не выпускали осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления и заканчивая историей одного из главных героев - бывшего капитана разведки Басаргина, который был осужден на какой-то длительный срок за то, что попал в окружение и плен, из которого бежал.
    "Что же, - спросите, возможно, вы, - не было этих самых знаменитых срокОв за военные преступления?" Были, - отвечаю я, - но кто был по ним осужден? Полицаи, предатели Родины, лица, деятельно сотрудничавшие с оккупантами. Что значит - "сотрудничавшие"? А вот на примере моего деда и поясню. Дело в том, что, можно сказать, что и он сотрудничал с немцами в лагере. Как страшно звучит, да? Сейчас объясню.
    Дед Лёня до войны был портным (еще раньше - милиционером, но это вообще отдельная история). Причем, портным - замечательным. Кстати, и его отец владел той же профессией, так что это было "наследственным" и наталкивает на некоторые мысли... Я помню, как мне, маленькому он сшил замечательное зимнее пальто из отцовской черной морской шинели (мой папа закончил, в свое время, "Дзержинку" (ВВМИУ), но, вскоре после выпуска его комиссовали по состоянию здоровья). Сшил без всяких выкроек и примерок. Где-то даже сохранилась фотография меня в этом пальто - сидит идеально, классное пальто было.
    Ну, так вот, в лагере его таланты по этой части пригодились - он шил различные вещи для... охраны и даже для начальника лагеря. За что те расплачивались с ним продуктами. Их дед не жрал под одеялом, а делился, с кем мог. Как же дед общался с немцами? И вот тут еще одна интересная деталь, по которой, если опираться на всё те же самые "солженицинские источники", ему, учитывая рассказанное выше - должны были дать не меньше чем пожизненное, и это - в лучшем случае, а так-то - расстрел, предатель Родины, однозначно. Как выясняется, "кровавая гебня" - тогда еще, НКВД - была не такая уж кровавая и на самом деле, разбиралась во всем досконально. Как я уже писал - деда выпустили из лагеря примерно через год.
    Ах, да, деталь. Дед свободно говорил на немецком. До войны (и, некоторое время, после - пока мои родители их уже не забрали к себе, в Обнинск) они жили в Астрахани, в районе, где их соседями были ссыльные немцы. Отягчающее обстоятельство? Если верить всё тем же "знатокам" - более чем. Однако, повторюсь деда выпустили, дали необходимые справки, деньги, проездные документы. И он поехал домой в Астрахань. Где его ждала постаревшая от войны жена, дочь (моя мама) и сын (мой любимый дядя Гена). Каким репрессиям подвергалась семья? Нууу, каким... Дядька (сын, который) во время войны служил на минном тральщике на Волге, ему тогда еще 18-ти не было, потом поступил в ШМАС, служил в авиации на технических должностях, после хрущевского сокращения перевелся в ракетчики, прослужил в общей сложности 30 лет в рядах ВС, после увольнения работал в МЧС города Владимира.
    Мои родители? Ах, да, отца ведь демобилизовали - не из-за этого ли, не из-за жены ли, точнее - ее отца? Нет, повторюсь - по состоянию здоровья; потом, "на гражданке" некоторое время он работал инженером на Кировском заводе в Ленинграде, а позже, поскольку в училище их выпуск был первым "атомным" - перевелся в Обнинск, нет, не на первую АЭС, ее уже к тому времени запустили - на новый реактор, исследовательский, в другом городском НИИ, участвовал в его запуске, дослужился от сменного инженера до начальника реактора. Мама? Дочка отсидевшего в немецком концлагере - сначала работала в том же НИИ, что и отец, занималась общественной деятельностью, много лет была депутатом горсобрания, потом ее пригласили на работу в Администрацию города (тогда еще - Горисполком). И, разумеется, все они, заполняя анкету для "первого отдела", даже и не думали скрывать такой факт из дедовской "биографии". Про бабушку, правда, скрывали - то, что раньше она была дочкой купца, до большевистского переворота; это было, писали - "из служащих". Вот такие, панимашь, репрессии, такая кровавая гебня.



наша История, лытдыбр, авторское

Previous post Next post
Up