Жемчужина Дальнего Востока. Продолжение 3

Nov 06, 2020 21:02

Начало: https://staryiy.livejournal.com/463707.html
...
предыдущая часть: https://staryiy.livejournal.com/2856631.html

Я не знаю, чем "двухгодичники" занимались на военной кафедре у себя в институте; такое ощущение, что это было, в лучшем случае, на уровне НВП, которая тогда еще преподавалась в советских школах. Мне их поведение, если честно, напоминало меня самого - на первом курсе училища, когда после "гражданки" ты окунаешься в этот загадочный мир с его непонятными законами, обычаями, традициями и условностями - мир армии. И, конечно же, для нас, вчерашних школьников этот переход - от гражданской жизни к военной - был совсем не прост. Строго говоря, я не был этим самым "вчерашним школьником", ибо, после окончания школы, не поступив с перового раза в Рижское училище, ещё год поработал радиомонтажником в одном из многочисленных городских НИИ. И, возможно, из-за этого, для меня адаптация проходила еще труднее. Ну, просто, потому, что за прошедший после школы жизненный этап, я уже почувствовал себя "взрослым", самостоятельным человеком. А тут ты опять - "первоклассник".
    Кстати, во многом этот переход был проще для "кадетов" - выпускников суворовских училищ; для них все эти "обряды", были уже, в общем-то, вполне естественны, они приняли такой образ жизни еще в более юном возрасте, и поступление в училище явилось для них лишь очередной ступенью уже выбранного и привычного.
    А когда ты приходишь с "гражданки", то тебе приходится принимать все эти правила "с нуля"; и я сейчас выскажу одну мысль, может быть, даже, крамольную - для человека, прослужившего 25 лет в Вооруженных Силах нашей страны. Понимаете, в чём-то, армия - это такая большая "ролевая игра". Нет, там, безусловно, есть и очень серьёзные вещи и относиться к ним надо тоже серьёзно. Но какие-то определенные "обряды" - они, действительно напоминают, элементы какой-то игры - ношение формы, воинские приветствия, вообще - взаимоотношения между военнослужащими, которые регламентируются Уставами ВС.
    Впрочем, есть известное выражение: "Уставы написаны кровью", и в таком ракурсе слова об "игре" - как-то неуместны, да? Но, я думаю, что в большей степени это относится к боевым уставам, уставам гарнизонной и караульной службы. Но, повторюсь, Уставы регулируют и все прочие взаимодействия военнослужащих, вплоть до формы обращения друг к другу (что, наверное, может показаться диким обычному, гражданскому человеку), и вот через это надо пройти, понять, принять и действовать в соответствии с этим. И - самое главное - всё это становится для тебя естественным и не вызывает у тебя никакого отторжения, становится, своего рода, рефлексами. Я, даже сейчас, давно уже являясь военным пенсионером, не испытаю никаких трудностей, окажись я вновь в этой среде, если мне придется "жить по уставу". Нет, я не хочу сказать, что получу от этого какое-то удовольствие; его я не получал, если честно, и будучи кадровым офицером, не говоря уж про курсантские времена. Но я принимал это, приму и сейчас, если понадобится.
    А вот тогда, поначалу, приходилось как-то ломать себя. Ну, может быть, даже не ломать, но - проходить через всё это, привыкать. Опять-таки, возвращаясь конкретно к моей скромной персоне, я повторюсь: затрудняло это привыкание то, что я уже после школы "нюхнул" взрослой жизни. А наши дальневосточные "двухгодичники" - для них это всё, по этой же причине, было еще более сложным - потому что они были еще более "взрослыми". Я ставлю это слово в кавычки, потому, что сейчас - с высот, так сказать, прожитых лет - ну, как можно всерьез называть "взрослым" 23-летнего молодого человека, вчерашнего студента или курсанта? Даже - женатого, даже успевшего, допустим, стать отцом. Ну, всё равно - пацан-пацаном. Конечно, есть исключения. Бывают очень серьезные молодые люди и в столь раннем возрасте, и даже моложе. Повторюсь - это исключения, которые, как известно, лишь подтверждают правило. Что, впрочем, не мешало чувствовать себя нам - этим самым юнцам - более, чем взрослыми людьми.
    Но, кстати, применительно к армии: человек, которому доверили оружие - он взрослый или нет? Оружие, которое способно убивать других людей? И, в определенных случаях, именно это и приходилось делать этим самым "пацанам". Непростой вопрос, да? Ну, да - не будем сейчас углубляться в эту серьезную тему, поговорим о чем-то "попроще".
    Итак, армейские "обряды". Военному человеку приходится вести себя так, как обычному, гражданскому даже не пришло бы в голову. Например, простейшая ситуация - зайти в курилку или просто подойти к группе офицеров. Тебе необходимо сначала обратиться за разрешением к старшему по званию (если, конечно, ты - не самый старший). На практике, конечно, это всё происходит не столь официально. Ты просто подходишь, спрашиваешь: "Товарищ (допустим) полковник, разрешите?" Он кивает головой, ты заходишь. Или: "Товарищ майор, разрешите обратиться к товарищу капитану". Всё равно, странные какие-то отношения, да? Но для военного человека - вполне естественные и выполняются, практически, рефлекторно. Потому, что когда-то каждого военного человека этому научили - так делать. И он так делает. И не видит в этом никакого унижения человеческого достоинства. Потому, что - так положено делать в армии.
     И вот тут я возвращаюсь к своей "крамоле" - мысли о том, что все эти правила несут некий оттенок какой-то "ролевой игры". Когда я, в своё время, стал курсантом - для меня принятие этих правил происходило не то, чтобы болезненно, но с каким-то трудностями, иногда - нелепостями, несуразностями - в моем поведении, разумеется. Например, с некой извращенной гордостью могу признаться, что одна из крылатых фраз (ну, знаете, есть такие подборки "армейских выражений", типа: "Эй, вы трое, оба ко мне!") принадлежит моему авторству. Глупейшая, в общем-то фраза, даже для обычного нормального гражданского человека, звучит примерно так: "Товарищ майор, разрешите обратиться? Вы не капитан Иванов?" Допускаю, что я - не оригинален и кто-то еще, из армейских нубов, вполне, мог сморозить подобное.
    В моём же случае ситуация развивалась следующим образом: действие происходило еще на КМБ (курс молодого бойца) и меня послали куда-то искать вот этого самого капитана Иванова. И вот я подошел к курилке, увидев там группу сидящих офицеров; сосредоточившись, чтобы сказать всё - как положено по Уставу, приложил руку к виску, к обрезу пилотки (ну, молодец же!)- и обратился к самому старшему по званию - этому самому майору. И сказал. Майор даже не нашелся, что ответить. Открыв рот, он жестом показал на свои погоны и развёл руками. Я, кстати, в отличие от него, не растерялся. Опять-таки, строго по Уставу, спросил: "Разрешите идти?" и, получив утвердительный кивок офигевшего майора, четко развернулся на 180 градусов и ушел прочь, чуть ли не строевым, сдерживаясь изо всех сил, чтобы не убежать куда-нибудь подальше от своего позора. Ну, в юности такие вещи как-то остро воспринимаются.
    И я, конечно, понимаю и не смеюсь над теми ребятами из гражданских ВУЗов, которым приходилось постигать эти армейские азы, будучи уже "условно взрослыми" людьми. Ну, что? Человек закончил институт, привык нормально общаться с людьми; ну, там, в крайнем случае, проявить какую-то вежливость, некий пиетет по отношению к должностному лицу. А тут надо соблюдать все эти дурацкие ритуалы, придуманные от нехрен делать долбанутыми военными! Такая аналогия: когда ты учишься ездить на машине, то думаешь: как вот это вот всё сделать одновременно? Особенно - на автомобиле с механической коробкой передач. Педали - эту нажать, ту отпустить; там ручку переключить... А, когда ты уже умеешь более-менее управлять машиной, для тебя всё это происходит на уровне автоматизма. Примерно так и со всей этой военной атрибутикой.



На этом фото, кстати, мы еще проходим тот самый курс молодого бойца. Вот сравните этих деревянных солдат Урфина Джюса с "дедами" на фотографии из предыдущей записи. А там, на минуточку, еще только второй курс...
(продолжение: https://staryiy.livejournal.com/2867610.html )

ностальжи, Переяславка-2, авторское, ВВС - страна чудес, мемуарки, Дальний Восток, #переяславка2, армия

Previous post Next post
Up