А поехал в храм в р-не 20 - начало девятого вечера; без пятнадцати девять уже начиналась общая исповедь - для тех, кто в течение Великого Поста исповедовался и причащался хотя бы раз и старался соблюдать Пост. Желающих причаститься на этот Великий Праздник - всегда немало, даже в нашем небольшом приходе и для батюшки физически просто нереально принять у каждого "обычную" исповедь.
После общей исповеди читались Деяния Святых Апостолов, затем - служилась пасхальная полунощница, чин Погребения Плащаницы - и так до 24, до Пасхального Крестного Хода. Когда-то, когда я был довольно далек от Церкви (не скажу, что и сейчас я очень приблизился, но хоть стараюсь двигаться в том направлении - к Христу), я думал, что Крестный Ход - это главное событие в богослужении.
На самом деле, со стороны это выглядит очень впечатляюще - людская река с огоньками свеч, огибающая храм... Молитвы, читаемые священником на входе, и, наконец, долгожданный возглас: "Христос Воскресе!" - и радостный ответ многих десятков прихожан: "Воистину Воскресе!"
Затем в храме служится Пасхальная заутреня, в ходе которой священник многократно обходит храм с каждением, восклицая все то же ликующее: "Христос Воскресе!", на что, конечно, раздается многоголосое: "Воистину Воскресе!"
В конце заутрени все, находящиеся в храме, христосуются: приветствуют друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга - такая православная традиция. Звучит знаменитое Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста, после чего уже служатся Часы и Пасхальная Литургия, в конце которой, как на каждой Литургии, происходит Таинство Евхаристии - Причащение.
Это я так, кратко, по мере сил, описал основные моменты Пасхального богослужения.
Честно признаюсь - стоять было тяжеловато. Но, в какие-то моменты удавалось посидеть - в любом храме обычно есть несколько лавочек, а, кроме того, некоторые, наиболее "продвинутые" прихожане приносят с собой небольшие раскладные стулья. В течении службы есть моменты, когда присесть не возбраняется, тем более, что, как известно, "лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о своих ногах".
Но, конечно, злоупотреблять этим, жалея себя, тоже не стоит. А я, признаюсь, жалел и всё норовил присесть на свободный стульчик. И тут для меня, как часто бывает, был преподан небольшой урок. Есть у нас на приходе довольно колоритный (внешне) персонаж, зовут его Николай. Он - из местных, деревенских. Дело в том, что наш приход храма Преображения Господня, который находится в селе Спас-Загорье, километрах в 7-8 от Обнинска, фактически, городской, местных там не так много. Коля - один из них. Вот, нашел на
сайте нашего храма его фотографию в разделе "Жизнь прихода", здесь батюшка, о. Сергий помазывает его елеем.
Николай - постоянный прихожанин, бывает на многих службах (не то, что я, например) и всегда готов сделать что-то для храма, когда это требуется, помочь в чём-то. А по своей натуре - это совершенно такой беззлобный, открытый, светлый человек.
Так вот, на службе он стоял где-то недалеко от меня, потом гляжу - пропал куда-то. Я даже удивился. Позже уже снова появился, стоял в притворе.
После Причастия подхожу к нему, интересуюсь: "Коля, ты куда пропал? Я уж даже забеспокоился" - а он в ответ: "Да чего-то устал стоять, не выдержал, четыре службы до этого отстоял, ноги болят". А, надо сказать, что на Страстной Седмице службы довольно долгие и важные, на них, конечно, очень желательно быть человеку, который считает себя верующим, а не так, чтобы только на Пасхальную приехать.
У меня, в общем-то и по работе не очень получалось приехать, но, конечно, постараться мог бы. А так мне, конечно, когда я услышал это, стало стыдно и свои "мучения" показались, скорее, капризами человека, довольно редко - будем уж честными - посещающим Храм Божий. Тем более, что я знал, что у Коли с ногами серьезные проблемы - вены,тромбы и т.п. Да и вообще, обычно, как бывает? Стоишь, маешься, думаешь, скорее бы служба закончилась - что уж греха таить. И тут посмотришь на какую-нибудь бабулечку древнюю - стоит, на палочку опирается, не ропщет. И устыдишься.
Приехав домой, конечно, отведал и яйца раскрашенного и кулича, которые накануне ездили освещать всё в тот же "наш" храм - днем, в субботу. Всегда так радостно это. Батюшка ходит, кропит, улыбается. И ты уже предвкушаешь эту пасхальную радость...
Хоть и понимаешь, что по своим стараниям не очень-то ее и достоин. На самом деле, истинно достойным ее быть в принципе невозможно. И ты находишь себе некоторое оправдание в словах Огласительного слова Иоанна Златоуста (перевод на современный русский язык):
"...Кто потрудился, постясь, - тот пусть возьмёт ныне динарий.
Кто работал с первого часа, - тот пусть получит сегодня должную плату.
Кто пришёл после третьего часа, - пусть с благодарностью празднует.
Кто успел придти после шестого часа, - пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.
Кто замедлил до девятого часа, - пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.
Кто успел придти только в одиннадцатый час, - пусть и тот не страшится за своё промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду..."
Ну, вот, вошел и я в радость Господа нашего по великой милости Его, хоть и недостоин. Радостно встречать Пасху Христову в храме, чувствовать единение с другими верующими, причащаться святых Христовых Тайн.
Одно событие только - лично мне - омрачило эту радость. Но это уже, я так думаю, по моей гордыне. Что произошло? Пришли в храм цыгане, как потом выяснилось - какие-то местные, в соседнем поселке живут. Ну, вроде как тоже православные. Опять же - кто я такой, чтобы судить об этом?
А, опять-таки, яйца и куличи освящаются - или днем в субботу до определенного времени (у нас до 16 часов), или уже потом, в конце Пасхальной службы, когда все по очереди подходят к Кресту и священник вновь кропит святой водой - и подходящего, и что там он с собой принес.
Цыгане принесли большие корзины с самой разной едой и несколько огромных подносов, на которых тоже была довольно-таки живописно разложена всякая снедь и стояли бутылки с вином. Вели себя они, конечно, не очень благоговейно, но и порядка особо не нарушали.
Но был один неприятный эпизод на Причастии. Здоровый цыган, видимо, главный у них, встал в очередь причащающихся. Перед этим он расхаживал по храму, чуть ли не расталкивая прихожан - ставил свечки. Все бы ничего, но это было во время Евхаристического канона, когда вообще ходить по храму не положено. Потом он тоже пытался каким-то образом "руководить" очередью, короче, вел себя так, что мне даже показалось, что он просто провоцирует на скандал.
А в храме есть такое правило (не везде, впрочем, оно соблюдается): делать замечания кому-то может только священник, ведущий службу, за исключением ситуаций, когда человек ведет себя вообще неадекватно и своими действиями может угрожать священнику или прихожанам. В остальных случаях этого делать не стоит, ибо может привести к скандалу и вообще сорвать службу, что недопустимо.
И вот получилось так, что в очередь на Причастие этот "друг" встал прямо за мной и, когда мы уже стали приближаться к амвону, на котором стоял священник с Чашей, одна женщина (из постоянных прихожан), которая "регулировала" очередь (обычно это не делается, но тут было очень много людей к Причастию), естественно, у него поинтересовалась, был ли он на Исповеди. На что борзый (не хотел я использовать это слово, но именно так он себя вел - на мой взгляд) цыган стал высказываться в том духе, что он - православный, Пост держал, короче - подавайте ему Причастие.
Я, естественно, напрягся - неизвестно, как он дальше себя поведет, и, если будет какой-то эксцесс - конечно, нельзя его подпускать к батюшке - были случаи, когда всякие безумные люди даже опрокидывали Чашу. Пришлось даже немного приостановиться. На самом деле, на приходе у нас достаточно много крепких ребят, если что - утихомирили бы и его, и "свиту", но очень не хотелось бы, конечно, превращать Пасхальную Литургию в такое вот безобразие.
В итоге всё как-то обошлось, объяснили "товарищу" его неправоту, правда, в конце, когда цыгане подходили освящать свою снедь - он что-то еще у батюшки выяснял. Ну, батюшка у нас такой - объяснять умет.
Но я, подходя причащаться, конечно, был не в том состоянии, в котором полагается находиться в этот великий момент. Кто видел или участвовал сам в Таинстве Евхаристии - знает, как смиренно, сложив руки крест-накрест себе на плечи, подходят причащающиеся к Чаше с Плотью и Кровью Христовой.
При этом остальные, находящиеся в храме, как мне показалось, особо не обратили внимания на этот инцидент. Или просто не проявляли своей озабоченности. На самом деле, на Литургии периодически бывает, когда люди по незнанию, либо, по каким-то другим причинам, идут причащаться без подготовки. Таким, конечно, объясняется - что им необходимо предварительно сделать.
Я думаю, что, возможно, сам был не очень подготовлен к этому Таинству, поэтому Господь и попустил, чтобы произошла такая ситуация, которая несколько омрачила мне радость соучастия в пасхальном торжестве.
Но в итоге, как я уже сказал, все закончилось благополучно, служба завершилась, и я поехал домой, прихватив с собой пару бабулек-попутчиц. Автобус-то храмовый у нас всех после службы забирает и по городу развозит, но так-то им, со мной, конечно, быстрее было.
Отъезжали от храма - начало светать, а когда уже ехали по Обнинску - стало почти совсем светло, хотя ехать там, в принципе, недолго.
Одна из бабулечек живет в соседнем доме; обсудили с ней дятла, который завелся в рядом расположенном леске. Этот неутомимый, понимаешь, труженик, в последнее время начинает долбить в три часа ночи. Потом, правда, затихает и второй заход у него уже утром часов в 6-7. Ну, там и так уже птички разные поют и вообще все рассветает.
Но на сей раз усердный долбильщик не помешал мне заснуть, и встал я уже после 12. Разговляться мы отправились в любимую шашлычную, которая по случайному совпадению находится рядом с нашим офисным зданием. Настолько рядом, что порой в приоткрытое окно офиса залетают ароматы готовящегося на мангале мяса - хоть окна закрывай, весь рабочий настрой сбивает.
Готовят там армяне и их шашлыки, пожалуй, одни из лучших в городе. Причем, всё стоит очень недорого, например, порция бараньего шашлыка - что-то в р-не 350 рублей. Мясо всегда свежее и отлично приготовленное. Вот, честно скажу - это не реклама, но, тем не менее, с удовольствием прорекламирую их; если вдруг занесет вас в Обнинск - "Шашлычная №1" - так они называются и это, действительно - по-праву. Готов буду лично поприсутствовать, чтобы не возникало никаких сомнений.
Вот, для подтверждения моих слов - свежее фото: сижу я, немного не выспавшийся и, надо признать, довольно-таки поправившийся за Пост. Увы, как это ни странно, постясь, часто поправляешься - пища-то, в основном углеводная. Так что теперь худеть придется.
Короче - разговелись. Христос Воскресе!