Олигарх Михаил Прохоров распродает чуть ли не все активы своей бизнес-империи "Онэксим". Не хочется скоропалительных выводов, но очень похоже, что у нас, собственно, больше не будет "олигарха" Прохорова. Будет весьма богатый бомж Прохоров, но олигархом он быть видимо перестает.
Ведомости сообщают: "Группа «Онэксим» Михаила Прохорова продает все принадлежащие ей активы, рассказали «Ведомостям» два собеседника в структурах группы, человек, получавший предложение о покупке некоторых активов
«Онэксим» владеет активами в горно-металлургической отрасли (UC Rusal, «Уралкалий»), финансах (страховая компания «Согласие», банки «Ренессанс капитал», «Ренессанс кредит», МФК), энергетике («Квадра»), недвижимости (ОПИН), медиа (РБК, «Сноб»). Крупнейшие из них - 20% «Уралкалия» (цена на Московской бирже в прошлую пятницу - 103,9 млрд руб.) и 17,02% UC Rusal ($765,9 млн на Гонконгской бирже). Консолидированные финансовые показатели группа не раскрывает".
Бытует несколько неточное представление о том, что олигарх - это тот, у кого много денег. На самом деле это всего лишь необходимое условие для удержания статуса олигарха. Но это не достаточное условие.
На самом деле олигарх это только тот, чьи деньги вложены в очень прибыльные, "жирные" активы, в стратегические отрасли национальной или мировой экономики, в крупные СМИ, в особые сферы типа популярных видов спорта, в культурную сферу и тому подобное.
Если кому то кажется, что в мире правит "невидимая рука рынка", то я бы обратил ваше внимание на положение крупного китайского бизнеса на неподконтрольной Китаю территории развитых стран. Долларов у современного Китая - как грязи. А Европа очень нуждается и в крупных инвестициях в производство, и в рабочих местах.
Однако именно Китаю регулярно запрещают покупки серьезных высокотехнологичных концернов в Западной Европе. Это означает, что помимо денег вы еще должны быть "своим в доску". Только тогда вас допустят до серьезных опций, которыми в мире например являются прорывные, высокие технологии. То же самое касается сфер типа нефти, стратегического сырья вообще.
С этой точки зрения китайцы со своими долларами на Западе до сих пор бомжи, которых пока держат в парадной, не пуская в гостиную. Да, китайцы умеют терпеть и ждать, они со временем подходят все ближе к равноправному статусу. Но сам этот тяжелый и достаточно явный для всех процесс на мой взгляд достаточно убедительно иллюстрирует мой тезис.
В общем есть сферы, куда вас просто не пустят. Даже за деньги не пустят. Или вот более близкий к нам пример:
срыв попытки "Сбербанка" купить Opel. За деньги, и нельзя? А вот, нельзя!
Отсюда: олигарх в России, да и в мире, это только тот, кто пробился или был допущен в стратегические материальные или гуманитарные сферы; в рамках национальной, а еще лучше, в рамках мировой экономики.
Так вот, что с точки зрения предложенной мной модели происходит с бизнес-империей Михаила Прохорова?
А то и происходит, что Прохорова, похоже, попросили на выход.
Дело не в том, что он, как это сейчас говорят, "вышел в кэш". Он выходит в кэш, а одновременно выходит за дверь серьезных производственных, ресурсодобывающих (особенно дорог тут Русал и Уралкалий), а так же медийных процессов. В такой бизнес нельзя просто войти, туда именно берут.
Последние события показывают, что олигархический (то есть соединяющий и деньги, и власть) статус Прохорова стремительно снижается. Прибавьте сюда то, что упадет и влияние Прохорова на СМИ, а значит и степень его воздействия на общественное мнение серьезно пошатнется.
Очень интересно наблюдать, как именно осуществляется элитная операция по выставлению Прохорова за дверь настоящего большого влияния, настоящей власти.
Такое впечатление что ему кто-то крикнул "Пошел-ка ты, Миша, вон отсюда!"
И тот действительно пошел, как будто даже не удивившись. Как будто он всегда знал, что занимает чье-то чужое место, предчувствовал, что его разоблачат как безбилетника в салоне первого класса. Он уходит без особенного скандала, понимая что попался.
Однако остается еще один крупный актив Прохорова, который почему-то сейчас никто не упоминает.
Это "Фонд Прохорова", продвигавший все последние года различные "культурные инициативы", в основном в русской провинции. Эта деятельность в культурной сфере (выставки, музеи, книгоиздание, дискуссии) щедро и регулярно финансировалась. Она представляла и представляет собой очень мощную опцию.
По моему убеждению не вся, но значительная часть деятельности фонда была направлена на подавление, вытеснение из актуальной сферы всего, что можно было бы назвать "классической культурой и классическим искусством". Это вытеснение сопровождалось усилением позиций культуры агрессивно-постмодернисткой, для которой и классика, и гуманизм, да и человек как таковой - враги.
В целом можно сказать, что подобная деятельность способна уничтожать культурные основания существования любой большой страны.
Это была не просто, как кому то кажется, борьба с "советским прошлым". Это была борьба и с досоветской Российской Империей, а по большому счету, с Россией вообще.
То есть с Россией именно как с большой страной.
В доказательство такого характера культурной войны, ведущейся фондом, можно провести выставку художников группы "Синие Носы" под названием "Siberia Ball" в Красноярском Историческом Центре (КИЦ), разбор которой можно прочесть в посте "
Залепи Сурикову в лоб или "современная культура" в Красноярске":
В этой "инсталляции" предлагалось залепить в лоб баскетбольным мячем не только советскому писателю Шукшину, но и досоветскому Сурикову, антисоветскому Колчаку, и даже священной интеллигентской корове - сверх-антисоветскому Солженицыну. На лбах крупных фигур прошлого были прилеплены баскетбольные корзины, предлагалась загонять туда мячики.
Тут как раз видно, что этих господ не устраивает даже и мировое культурное наследие: по лбу должно достаться и Конфуцию и Джону Леннону. Осмеяны, оплеваны, а конечном счете и растоптаны должны быть вообще все. Все!
Эту работу, как и многие подобные, у нас на своих фестивалях и акциях
раскручивал именно "Фонд Прохорова".
Так вот, что будет с "Фондом Прохорова"?
Если верны некие предположения о том, что политическая деятельность господина Прохорова велась в основном не на олигархические средства, а на средства российского государства, то теперь он их лишается?
Или "Фонд Прохорова" все так же продолжит растаптывать мировое наследие под прикрытием развития культуры? Растаптывать при покровительстве государства и на его же деньги?
Фото с сайта
newslab.ru