Спаси Христос за это интервью, пан Юлиан! Многие фотографии из приведённых Вами мне уже знакомы, другие я вижу в первый раз. Интересно, кому Вы это интервью давали?
PS. По поводу объединяющих символов и объединяющего смысла Варшавского восстания. Да, повстанцы не согласовали свои действия с наступающими войсками Рокоссовского, что стало одной из причин поражения восстания. Но сражались-то варшавские повстанцы против того же самого врага, что и Рокоссовский. А значит, в общей победе был и их, пусть трагический вклад. Впрочем, я хотел сказать не об этом. А об одном из эпизодов Вольской резни, устроенной гитлеровскими захватчиками.
Есть на Воле памятник в честь детей местного православного детского приюта. Да, был такой на Воле в 1944 году. Нацисты всех его воспитанников сожгли заживо. Уцелела только одна девочка, сумевшая спрятаться. Я не знаю, кем по национальности были эти дети, умученные нацистами и их прихвостнями-красновцами (которых сегодня не от большого ума кое-кто у нас норовит выставить "защитниками Православия"). Но религиозно они - наши, а значит, как минимум, память об этих детях у нас должна быть одна на двоих.
Ещё один момент. В воспоминаниях АКовцев рассказывается в том числе и о некоем красноармейце Грише, бежавшем из гитлеровских застенков. Этот красноармеец, узнав, что в Варшаве началось антифашистское восстание, явился к командирам Армии Крайовой и попросился добровольцем. А когда они сказали, что не могут его принять, заявил: "Тогда лучше расстреляйте. Я бежал из плена и хочу сражаться!" Ему дали оружие, и в боях за Варшаву он погиб. ПОгиб, сражаясь за польскую независимость. По некоторым сведениям - пытаясь спасти священника, по которому стреляли нацисты. Тоже общая память, одна на двоих!
Во славу Божию. И благодарю за комментарий. Взгляните, пожалуйста, мои ответы на два предыдущих комментария. Позволю себе не ответить на Ваш первый вопрос. Есть определенная договоренность. Вы более, чем правы, что и варшавские повстанцы, и воины маршала Рокоссовского, и Красная армия, и Народная Польская армия, и Польские вооруженные силы на Западе вносили свой вклад в великую Победу. К большому сожалению, именно это нынешняя официальная Варшава немалыми силами старается затушевать. Из-за ограниченного объёма интервью у меня не было возможности развить многие темы. Энциклопедическими знаниями о Варшавском восстании обладал его участник мой отчим, польский историк, его уже несколько десятилетий нет в живых. Об описанном Вами эпизоде с бежавшим советским пленным я ничего не знаю. Чуть в другой области помню, как на 50-летие восстания в 1994 году, совершенно были иные времена и качество двусторонних отношений, вышла работа об участии в Варшавском восстании послереволюционных русских эмигрантов. Сейчас я даже не помню, где это было опубликовано. Помню, что найдены следы судеб свыше десяти человек. Ещё до этого, в период, когда я жил в Варшаве, с одним из таких следов соприкоснулся я лично. Это непрямые потомки, потомки сестры, командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича фон Эссена. Я раз был у них дома в гостях. Это примерно 1980 год. Также я сейчас ничего не вспоминаю по поводу описанного Вами эпизода в вольском приюте. Тогда как, к сожалению, я не единожды слышал от непосредственных участников - гражданских жителей Варшавы, которых после падения восстания десятками тысяч выводили из Варшавы перед тем, как город был взорван, - что там просто молились, чтобы их конвоировали немцы, а не бойцы прибывших украинских формирований, поскольку в этом случае могли происходить совершенно непредсказуемые вещи. Жуткие случаи умерщвлений и изнасилований имели место, не говоря об отбирании каких-либо ценностей, хоть - в некотором роде к счастью - они не превышают пары, максимум нескольких десятков.
Re: немцы, а не бойцы прибывших украинских формированийmikhael_markJuly 29 2024, 13:42:50 UTC
О, да! Бандеровцы, как начали зверствовать над поляками во Львове в 1941-м году, так уже и не останавливались И о Волынской резне, полагаю, варшавяки тоже прекрасно знали. В истории Варшавского восстания бандеровцы снова явили свою суть - суть профессиональных карателей, но ни единой секунды не бойцов. Прибыли к шапочному разбору, когда бои уже закончились, чтобы над мирными жителями глумиться. И действительно глумились.
Re: немцы, а не бойцы прибывших украинских формированийstary_kresowiakJuly 29 2024, 16:31:51 UTC
Это интересный вопрос: что и насколько знали жители Варшавы. Командование АК, как и правительство в эмиграции, знали, конечно, о происходившем на Волыни. Что касается простых жителей и обычных бойцов АК - два моих наблюдения-воспоминания. Мой отчим, в восстании поручик АК, уроженец Киева и украинофил в смысле традиций украинской культуры, узнал хоть что-то о событиях на Волыни 1943 года и далее лишь в начале пятидесятых годов, бывая в Мальборке, северная Польша, ставшем одним из мест, куда летом 1945 прибыли перемещенные поляки с Волыни. Одна из варшавянок, пережившая исход варшавян из Варшавы в октябре 1944 года и мне об этом рассказывавшая, лишь в девяностые годы узнала о волынских событиях и тогда постфактум ещё более ужасалась, какому риску подвергались те выводимые варшавяне, оказавшиеся не под немецким конвоем.
Re: немцы, а не бойцы прибывших украинских формированийmikhael_markJuly 29 2024, 16:44:09 UTC
Понятно. Да, странно, что вездесущее сарафанное радио не передало об ужасах, творимых на Волыни, по всей Польше, многократно приукрасив подробности. Тем более, что было ещё предательское убийство Зыгмунта Румля, поверившего УПивской пропаганде и приехавшего к бандеровцам на переговоры. А Румель , как я понимаю, в довоенной Польше был популярен.
Это вряд ли - казаки Краснова воевали в Югославии. Скорее всего, речь идёт о дивизии СС РОНА, сформированной из русских коллаборационистов "Локотской республики", бригадефюрер Каминский.
Re: коллаборационисты Локотьской республикиmikhael_markJuly 29 2024, 13:31:15 UTC
Эти тоже отметились на Воле. Отметились так, что Каминского и нескольких его "офицеров" немцы оказались вынуждены сами расстрелять, чтобы "не дискредитировали" оккупационные власти. Хороши были эти "бойцы", если нацисты посчитали, что каминцы их своим варварством дискредитируют!
Но и казаки-коллаборанты принимали участие в подавлении восстания. Во-первых, сохранился документ за подписью Краснова, который благодарит их "за службу" в Варшаве. А во-вторых, сохранились фотографии, запечатлевшие казаков-эсэсовцев в Варшаве 1944 года.
Спасибо, прочёл. Как я и написал, об этой стороне красновской эпопеи я не знал. Ассоциации с красновцами у меня итальянские. Мне дважды, с интервалом в двадцать лет, довелось побывать в Карнии - это горная область в провинции Венето. Там в конце Войны, когда немцы оккупировали северную Италию, была предпринята попытка создать "Казацкую республику" на итальянских землях, расселив на них казаков Краснова и, возможно, Шкуро, но точно я не знаю. Несколько итальянских деревень попросту уничтожили (в смысле, выселили, разрушив дома, до смертоубийства, насколько я знаю, не доходило). Новоучреждённые поселения получали названия реальных станиц - Усть-Хопёрская, Егорлыкская, Кущевская и т. д. Земли распределили по войскам. Но продолжалось это недолго - дело было году в 44-м. В Карнии это до сих пор излюбленная тема краеведов - книги издают, альбомы и прочее. Как ни странно, без гнева и пристрастия. У меня же эти фотографии вызывали смешанные чувства: обычные русские лица, большей частью простецкие (оно и понятно), от красноармейцев не отличишь...
PS. По поводу объединяющих символов и объединяющего смысла Варшавского восстания. Да, повстанцы не согласовали свои действия с наступающими войсками Рокоссовского, что стало одной из причин поражения восстания. Но сражались-то варшавские повстанцы против того же самого врага, что и Рокоссовский. А значит, в общей победе был и их, пусть трагический вклад. Впрочем, я хотел сказать не об этом. А об одном из эпизодов Вольской резни, устроенной гитлеровскими захватчиками.
Есть на Воле памятник в честь детей местного православного детского приюта. Да, был такой на Воле в 1944 году. Нацисты всех его воспитанников сожгли заживо. Уцелела только одна девочка, сумевшая спрятаться. Я не знаю, кем по национальности были эти дети, умученные нацистами и их прихвостнями-красновцами (которых сегодня не от большого ума кое-кто у нас норовит выставить "защитниками Православия"). Но религиозно они - наши, а значит, как минимум, память об этих детях у нас должна быть одна на двоих.
Ещё один момент. В воспоминаниях АКовцев рассказывается в том числе и о некоем красноармейце Грише, бежавшем из гитлеровских застенков. Этот красноармеец, узнав, что в Варшаве началось антифашистское восстание, явился к командирам Армии Крайовой и попросился добровольцем. А когда они сказали, что не могут его принять, заявил: "Тогда лучше расстреляйте. Я бежал из плена и хочу сражаться!" Ему дали оружие, и в боях за Варшаву он погиб. ПОгиб, сражаясь за польскую независимость. По некоторым сведениям - пытаясь спасти священника, по которому стреляли нацисты. Тоже общая память, одна на двоих!
Reply
Позволю себе не ответить на Ваш первый вопрос. Есть определенная договоренность.
Вы более, чем правы, что и варшавские повстанцы, и воины маршала Рокоссовского, и Красная армия, и Народная Польская армия, и Польские вооруженные силы на Западе вносили свой вклад в великую Победу. К большому сожалению, именно это нынешняя официальная Варшава немалыми силами старается затушевать. Из-за ограниченного объёма интервью у меня не было возможности развить многие темы.
Энциклопедическими знаниями о Варшавском восстании обладал его участник мой отчим, польский историк, его уже несколько десятилетий нет в живых. Об описанном Вами эпизоде с бежавшим советским пленным я ничего не знаю. Чуть в другой области помню, как на 50-летие восстания в 1994 году, совершенно были иные времена и качество двусторонних отношений, вышла работа об участии в Варшавском восстании послереволюционных русских эмигрантов. Сейчас я даже не помню, где это было опубликовано. Помню, что найдены следы судеб свыше десяти человек. Ещё до этого, в период, когда я жил в Варшаве, с одним из таких следов соприкоснулся я лично. Это непрямые потомки, потомки сестры, командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича фон Эссена. Я раз был у них дома в гостях. Это примерно 1980 год.
Также я сейчас ничего не вспоминаю по поводу описанного Вами эпизода в вольском приюте. Тогда как, к сожалению, я не единожды слышал от непосредственных участников - гражданских жителей Варшавы, которых после падения восстания десятками тысяч выводили из Варшавы перед тем, как город был взорван, - что там просто молились, чтобы их конвоировали немцы, а не бойцы прибывших украинских формирований, поскольку в этом случае могли происходить совершенно непредсказуемые вещи. Жуткие случаи умерщвлений и изнасилований имели место, не говоря об отбирании каких-либо ценностей, хоть - в некотором роде к счастью - они не превышают пары, максимум нескольких десятков.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
прихвостнями-красновцами
Это вряд ли - казаки Краснова воевали в Югославии. Скорее всего, речь идёт о дивизии СС РОНА, сформированной из русских коллаборационистов "Локотской республики", бригадефюрер Каминский.
Reply
Но и казаки-коллаборанты принимали участие в подавлении восстания. Во-первых, сохранился документ за подписью Краснова, который благодарит их "за службу" в Варшаве. А во-вторых, сохранились фотографии, запечатлевшие казаков-эсэсовцев в Варшаве 1944 года.
Reply
Спасибо, этого я не знал.
Reply
Reply
Спасибо, прочёл. Как я и написал, об этой стороне красновской эпопеи я не знал. Ассоциации с красновцами у меня итальянские. Мне дважды, с интервалом в двадцать лет, довелось побывать в Карнии - это горная область в провинции Венето. Там в конце Войны, когда немцы оккупировали северную Италию, была предпринята попытка создать "Казацкую республику" на итальянских землях, расселив на них казаков Краснова и, возможно, Шкуро, но точно я не знаю. Несколько итальянских деревень попросту уничтожили (в смысле, выселили, разрушив дома, до смертоубийства, насколько я знаю, не доходило). Новоучреждённые поселения получали названия реальных станиц - Усть-Хопёрская, Егорлыкская, Кущевская и т. д. Земли распределили по войскам. Но продолжалось это недолго - дело было году в 44-м. В Карнии это до сих пор излюбленная тема краеведов - книги издают, альбомы и прочее. Как ни странно, без гнева и пристрастия. У меня же эти фотографии вызывали смешанные чувства: обычные русские лица, большей частью простецкие (оно и понятно), от красноармейцев не отличишь...
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment