Leave a comment

stary_kresowiak July 29 2024, 11:06:11 UTC
      Witam najserdeczniej i dziękuję.
      Я тоже антикоммунист, так что в этом смысле, как говорят англоязычные товарищи, join the club. При этом в Варшаве я был лично знаком, это близкий друг моих родителей и в высшей степени уважаемый человек, с довоенным польским коммунистом поколения моих бабушки и дедушки, вильнянином, членом КПП, и за членство в распущенном Коминтерном КПП он в послевоенные сталинские годы поплатился почти десятью годами в лагере ГУЛАГа под Анхангельском. Когда у Вас будет время, он упомянут здесь.
      Armia Ludowa - взгляните, пожалуйста, о ней тоже в моём ответе комментатору непосредственно над Вами. Приведенное мною в основном тексте записи интервью имело жёсткие рамки по объёму, соответственно там лишь ответы на вопросы и самый-самый костяк, касающийся Варшавского восстания. Как Вы понимаете, о новейшей истории Польши и о польском движении сопротивления я могу говорить сплошным монологом часами и выдать - а по-польски говорят поджарить, usmarzyć - пару дюжин страниц. Я попробую, вернувшись из Варшавы, хотя сейчас мне предстоит быть не только в Польше и не знаю, как долго, рассказать здесь с фотографиями о праздновании 80-летия восстания в Варшаве. Я в любом случае буду на улице Фрета в Старом городе (строго говоря, эта часть варшавского Старого города исторически называется Новый город) и сфотографирую мемориальную доску памяти погибшего командования варшавской организации АЛ во главе с командиром Болеславом Ковальским.
      Сейчас можно в дополнение совсем кратко упомянуть, что ориентированное на Советский Союз подполье в Польше в годы войны было достаточно разрозненным, и помимо АЛ существовали и другие организации социалистического и коммунистического направления.
      Причёсывание истории в зависимости от данных конкретных нужд теми, кто имеет такую возможность, в том числе прежде всего новейшей истории, явление вполне распространенное в самых разных краях и местах. В годы моей юности, живя в Варшаве, мне случалось полемизировать и оппонировать в отношении собратьев, исторических краеведов, когда они занимали ярко отрицательную позицию и отказывали в дани памяти коммунистического подполья, в том числе АЛ.

Reply

buyaner July 29 2024, 12:03:14 UTC

АЛ интересует меня, в частности, в связи с еврейскими бойцами, уцелевшими после восстания в гетто 1943 г. Как правило, воевали они в рядах АЛ, потому как Бур-Коморовский был, мягко говоря, не слишком к ним расположен, а что до рядового состава АК, там были очень разные люди, в том числе, масса эндеков, ну и, сами понимаете... Казик Ратайзер, совершенно потрясающий персонаж (он, собственно, и вывел оставшихся в живых бойцов гетто через канализацию на арийскую сторону), в сборнике интервью Анки Групиньской Ciągle po kole (кстати, Вам он не попадался?) рассказывает, что в момент начала Восстания случайно оказался в отряде АК и провоевал с ними два месяца, скрывая, что еврей... То, что он говорит, наверное, не слишком приятно для польских ушей, но он, как и Марек Эдельман (при всей его, мягко говоря, прямолинейности), не мажет ни поляков, ни АК чёрной краской, как это делается в 99% еврейских источников.

Reply

stary_kresowiak July 29 2024, 13:38:21 UTC
      Упомянутую Вами книгу я, к сожалению, не знаю и не слышал о ней. О восстании в варшавском гетто, так сложилось, я знаю на порядки меньше, чем о Варшавском восстании 1944 года. Только основные факты на уровне краткой исторической энциклопедии. В отличие от варшавских повстанцев 1944 года я ни с кем не был знаком и не встречался с участниками восстания в варшавском гетто 1943 года. Ведь их совсем мало осталось. Также ни с кем не имел возможности встретиться из участников еврейского военного подполья в Польше.
      Та же ссылка, что в моём предыдущем Вам ответе, - там я рассказываю о состоявшей в АК вильнянке, занимавшейся в Вильно в годы оккупации помощью евреям. В Вильно в структуре виленского АК была ячейка помощи евреям, и Мария Михайловна была в её составе. В статье описан критический случай, когда она чудом уцелела, я знаю о нём во всех подробностях от неё самой. У меня, естественно, совсем не энциклопедические знания об АК, но я думаю, что коль скоро такая ячейка действовала в Вильно, то аналогичная должна была быть и в Варшаве.
      Получившим звание Справедливый среди народов мира был, в частности, очень известный деятель АК, один из руководителей подпольного Союза польских скаутов, послевоенный профессор Александр Каминский. Ему в Варшаве стоит памятник.
      До сих пор я совсем не интересовался национальным составом многочисленных рядов польского движения сопротивления. Из известных деятелей представляю себе только, кто был кресовянином.
      Из личных воспоминаний сейчас не могу вспомнить и не нахожу в интернете ни фамилии, ни имени варшавского врача времён войны. Она родилась до Первой мировой войны в западной Польше, входившей тогда в немецкий раздел, уже в независимой Польше вышла замуж за варшавянина и там жила. Стопроцентно говорила по-немецки и имела совершенно не характерную для еврейки внешность - голубоглазая блондинка. С началом оккупации она, уже овдовевшая, могла бы свободно, как уроженка Германии, получить статус Reichsdeutsche, но опасаясь, что по её девичьей фамилии вполне могли быть выяснены её еврейские корни, она получила так называемую кенкарту на вымышленную фамилию, назвала себя незаконнорожденной дочерью немецкой гувернантки в Варшаве, а ради безопасности себя и детей получила статус Volksdeutsche, за что её коллеги врачи, естественно, резко осуждали. В годы оккупации, ведя частную практику, она несколько раз лечила и спасала раненных в ходе боевых операций АК, была врачом и во время Варшавского восстания. Её дочь работала в Варшавском центре детской неврологии, где я в возрасте пяти лет был пациентом, установилось знакомство с родителями, и я помню пересказанные ими потом рассказы.

Reply

buyaner July 29 2024, 14:47:18 UTC

О Каминском я знаю преимущественно из той же книги, он помогал скрываться и тому же Ратайзеру, и Эдельману, и вообще всем, кто после выхода из гетто прятался в Варшаве (некоторые ушли в партизаны). Осталась их, конечно, совсем горска, а в Варшаве - только Эдельман (но о нём-то Вы наверняка слышали, он фигура популярная) и Адина Блады-Швайгер, написавшая потрясающие воспоминания I więcej nic nie pamiętam. Её я, к сожалению, никак не могу найти, а Ciągle po kole у меня есть в формате epub.

Reply

stary_kresowiak July 29 2024, 16:04:32 UTC
      Марек Эдельман - да, но так сходу, никуда не заглядывая, единственное, что я могу вспомнить, это что он один из руководителей восстания в варшавском гетто, выжил, после войны жил и работал в Польше.
      О названных Вами книгах я, увы, даже не слышал.
В начале девяностых годов мы с моей мамой перевели на русский книгу-воспоминание очевидца, включавшую главы о варшавском гетто. По возвращении из Варшавы напишу Вам подробнее. До связи :-)

Reply


Leave a comment

Up