Большое спасибо, Елизавета Федоровна, в том числе за ссылку. Я не знал об этой книге. Биографию князя Иренея Михайловича Огинского и, соответственно, о его супружествах я более-менее знаю. Вообще, низкий поклон деятелям культуры Литовской Республики. Две вотчины князей Огинских, оставленные князем Михаилом Андреевичем потомкам и нам, это Залесье в Белоруссии и Ретов/Ретавас в Жмуди/Жемайтии/Самогитии (в современных границах запад Литовской Республики). Для меня большая честь и я очень высоко ценю дружбу с совершенно замечательным человеком, основателем и всё время, в этом году тридцать лет, директором Музея истории и культуры рода Огинских в Ретавасе. Его феноменальной энергией год 250-летия со дня рождения композитора, 2015 год, был объявлен Сеймом Литовской Республики годом князя Огинского, а через Сейм ЮНЕСКО объявило 2015 год Международным годом Огинского. Были концерты, конференции, встречи, фестивали в Литовской Республике, Белоруссии, Польше и Франции. В Ретавасе Витас, в Вильно доцент Виленского университета Раймунда Шмигельските-Стукене. Их напором к 250-летию были переведены большущие двухтомные воспоминания князя Огинского "Воспоминания Михала Клеофаса Огинского о Польше и поляках с 1785 до конца 1815 года" на современный литовский язык. Периодически выходит много других книг в связи с родом Огинских. Буду ближайший раз в Ретавасе - спрошу. Хотя, к сожалению, нам с Вами от книг на современном литовском языке толку не будет много. Один из двух сыновей Иренея и Ольги, князь Михаил Иренеевич или Михал Миколай, построил в 1879 году дворец в Плунгянах в двадцати километрах от Ретова (ныне город Плунге), в нём сейчас музей интерьеров и народного искусства. Дворец в Ретове, где жили Иреней и Ольга, сильно пострадал в годы Первой мировой войны и был разобран в годы межвоенной первой Литовской Республики. Он и его брат Богдан Иренеевич умерли бездетными. Князь Иреней Михайлович или Иренеуш Клеофас - единственный сын князя Михаила Андреевича или Михала Клеофаса Огинского во втором его браке. Два сына от первого брака не имели мужских потомков. И на том главная княжеская линия Огинских прекратилась. Захоронение князя Иренея в Ретове - разорено в советское время. Но с полной достоверностью неизвестно, был ли он там похоронен, или в связи с его активным участием в восстании 1863-1864 годов его похороны были инсценированы, а сам он бежал и исчез бесследно. Из Ретова я помню, что Ольга Николаевна была там похоронена. Сохранилось ли захоронение - надо будет тоже спросить. Сейчас в интернете я не могу найти дат её жизни.
Спасибо большое за такую исчерпывающую историю дома Огинских! Надеюсь, когда-нибудь дневник Ольги доедет и до наших издательств. Знаю, что она там пишет много об Императорской семье, аристократии, даже о Пушкине.
Это совсем крошечный фрагмент. Княжеский род Огинских полностью прослеживается с начала XVI века и уходит истоками в Козельск, который не столь далеко от Ваших орловско-брянских краёв. Рядом с Козельском ныне Оптина пустынь, и я был и там, и там. Может быть, Вы тоже. Построенный на рубеже XIX и ХХ веков вокзал в Козельске создан при участии средств Вашей тёзки Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Русские козельские земли при экспансии Великого Княжества Литовского на восток вошли в его состав. Король польский и великий князь литовский Александр Ягеллон, правивший с 1492 по 1506 год, жаловал русскому князю, княжевшему в Козельске, Дмитрию Ивановичу Глушонку в вечное владение вотчину Огинты между Вильно и Ковно с учреждением княжеской фамилии Великого Княжества Литовского Огинские. Следы Огинт существуют по сей день. Князь Михал Клеофас (Михаил Андреевич) Огинский, 1765-1833, принадлежал главной прямой линии. На его двух бездетных внуках линия угасла в самом начале ХХ века. Из шестерых детей князя композитора музыкальный ген сильнее всего наследовала старшая из дочерей Амелия урожденная княжна Огинская в супружестве графиня Залуская. Её праправнук Иво Залуский, в этом году ему исполняется восемьдесят шесть, - британский пианист польского происхождения (в возрасте одного года после нападения Германии на Польшу в 1939 году вместе с родителями оказался в Англии). Иво женат, я лично знаю обоих. Но не настолько, чтобы настаивать на вопросе, есть ли у них дети. Иво и Лорна явно уходят от ответа. В силу фантастически богатой биографии и столь же невероятной широты души князя Михала Клеофаса, как и ярких личностей его предков и потомков, род Огинских объединяет ныне прежде всего в Белоруссии и Литовской Республике круг воодушевленных огинистов, несущих в меру сил штандарт с гербом "Огинец", который тут в начале основного текста.
Вообще, низкий поклон деятелям культуры Литовской Республики. Две вотчины князей Огинских, оставленные князем Михаилом Андреевичем потомкам и нам, это Залесье в Белоруссии и Ретов/Ретавас в Жмуди/Жемайтии/Самогитии (в современных границах запад Литовской Республики). Для меня большая честь и я очень высоко ценю дружбу с совершенно замечательным человеком, основателем и всё время, в этом году тридцать лет, директором Музея истории и культуры рода Огинских в Ретавасе. Его феноменальной энергией год 250-летия со дня рождения композитора, 2015 год, был объявлен Сеймом Литовской Республики годом князя Огинского, а через Сейм ЮНЕСКО объявило 2015 год Международным годом Огинского. Были концерты, конференции, встречи, фестивали в Литовской Республике, Белоруссии, Польше и Франции. В Ретавасе Витас, в Вильно доцент Виленского университета Раймунда Шмигельските-Стукене. Их напором к 250-летию были переведены большущие двухтомные воспоминания князя Огинского "Воспоминания Михала Клеофаса Огинского о Польше и поляках с 1785 до конца 1815 года" на современный литовский язык. Периодически выходит много других книг в связи с родом Огинских. Буду ближайший раз в Ретавасе - спрошу. Хотя, к сожалению, нам с Вами от книг на современном литовском языке толку не будет много.
Один из двух сыновей Иренея и Ольги, князь Михаил Иренеевич или Михал Миколай, построил в 1879 году дворец в Плунгянах в двадцати километрах от Ретова (ныне город Плунге), в нём сейчас музей интерьеров и народного искусства. Дворец в Ретове, где жили Иреней и Ольга, сильно пострадал в годы Первой мировой войны и был разобран в годы межвоенной первой Литовской Республики. Он и его брат Богдан Иренеевич умерли бездетными. Князь Иреней Михайлович или Иренеуш Клеофас - единственный сын князя Михаила Андреевича или Михала Клеофаса Огинского во втором его браке. Два сына от первого брака не имели мужских потомков. И на том главная княжеская линия Огинских прекратилась.
Захоронение князя Иренея в Ретове - разорено в советское время. Но с полной достоверностью неизвестно, был ли он там похоронен, или в связи с его активным участием в восстании 1863-1864 годов его похороны были инсценированы, а сам он бежал и исчез бесследно. Из Ретова я помню, что Ольга Николаевна была там похоронена. Сохранилось ли захоронение - надо будет тоже спросить. Сейчас в интернете я не могу найти дат её жизни.
Reply
Reply
Русские козельские земли при экспансии Великого Княжества Литовского на восток вошли в его состав. Король польский и великий князь литовский Александр Ягеллон, правивший с 1492 по 1506 год, жаловал русскому князю, княжевшему в Козельске, Дмитрию Ивановичу Глушонку в вечное владение вотчину Огинты между Вильно и Ковно с учреждением княжеской фамилии Великого Княжества Литовского Огинские. Следы Огинт существуют по сей день.
Князь Михал Клеофас (Михаил Андреевич) Огинский, 1765-1833, принадлежал главной прямой линии. На его двух бездетных внуках линия угасла в самом начале ХХ века. Из шестерых детей князя композитора музыкальный ген сильнее всего наследовала старшая из дочерей Амелия урожденная княжна Огинская в супружестве графиня Залуская. Её праправнук Иво Залуский, в этом году ему исполняется восемьдесят шесть, - британский пианист польского происхождения (в возрасте одного года после нападения Германии на Польшу в 1939 году вместе с родителями оказался в Англии). Иво женат, я лично знаю обоих. Но не настолько, чтобы настаивать на вопросе, есть ли у них дети. Иво и Лорна явно уходят от ответа.
В силу фантастически богатой биографии и столь же невероятной широты души князя Михала Клеофаса, как и ярких личностей его предков и потомков, род Огинских объединяет ныне прежде всего в Белоруссии и Литовской Республике круг воодушевленных огинистов, несущих в меру сил штандарт с гербом "Огинец", который тут в начале основного текста.
Reply
Reply
Leave a comment