Звуки Залесья. В 217-ю годовщину Акта возрождения Великого Княжества Литовского (4)

May 05, 2011 22:37

        Во второй половине двадцатого столетия двое на мой взгляд самых выдающихся и необыкновенных творцов-носителей духа северо-восточных Кресов это наши почти современники, уроженец имения Шетейны не реке Невяже, писатель, поэт и нобелевский лауреат Чеслав Милош (1911-2004) и данный миру посёлком-станцией Колония Виленская в пригороде Вильно писатель и кинорежиссёр Тадеуш Конвицкий (род.1926). Первый произнёс в своё время фразу: “Я последний гражданин Великого Княжества Литовского”. С нею я не соглашусь, ибо традиция жива и вполне продолжается, энтузиасты, постучать, не вымерли. Второй - мой несомненно самый любимый кинорежиссёр. Из всех-всех-всех фильмов, мною когда-либо виденных, самое потрясающее впечатление на меня производит его картина “Как далеко, как близко”. В ней, в частности,  звучат поразившие меня слова:
        - Что такое война? Война это молодость. Это как убегание из школы с уроков, как сбивание в парке каштанов.
        Тадеуш Конвицкий - в восемнадцать лет участник операции Армии Крайовой “Остра Брама”, означавшей восстание в Вильно летом 1944 года и ставшей вторым по значимости восстанием АК после варшавского.
        А в Залесье, в парке, голосом одного из добровольных там гостевых экскурсоводов (я настолько всё это переживаю, что всякий раз приходится следить за ровностью интонаций):
        - Так что такое война, которая восстание во главе с незабвенной памяти генералом Костюшко? Для бывшего повстанца, когда ему уже за пятьдесят, война - это молодость. Это - когда от роду двадцать восемь. Это - когда:  “Bracia!.. Obywatele!.. W imię Boga, za Polskę i Litwę, za wiarę i ojczyznę, do boju - naprzód!..”  -  ”Братья!.. Граждане!.. Во имя Бога, за Польшу и Литву, за веру и отчизну, в бой - вперёд!..”  Встав в гостиной от клавикорда, генерал-майор литовского ополчения отбывает в бой командовать двумя батальонами своих селян… А полонез продолжает звучать!
        Сколько же всего было, сколько вдохновения… Но бежит, бежит время. Двадцать три года прошло, и в Залесье приходит весть: в Швейцарии в эмиграции ушёл из жизни Тадеуш Костюшко. Год 1817-й, октябрь.
        В Залесье князь Михаил Клеофас Огинский прожил двадцать лет 1802-1822, ставшие самыми счастливыми в его жизни. Здесь рождается четверо детей, здесь пишется бóльшая часть произведений. В созданном им имении ведётся исключительно активная культурная, просветительская и благотворительная деятельность, благодаря которой усадьба получает название Северных Афин. Снова осень, октябрь, редеют кроны, аллеи полны шуршащих листьев. Тени воспоминаний. В парке, на большущем ледниковом валуне хозяин собственноручно высекает слова:

ТЕНЯМ КОСТЮШКО

Чтó эти тени? - это в том числе молодость. Это боевые товарищи, порыв, вера и надежды.
        Годы спустя после принятого в Шавлях Акта возрождения, в начале 1800-х, появляется и другой документ - этот представлен государю императору Александру Павловичу в Петербурге: меморандум сенатора князя Михаила Андреевича Огинского о воссоздании автономного Великого Княжества Литовского; в составе императорской России; пока. Потому что глубоко в сердце вера, что на основании Литвы будет возрождена суверенная Речь Посполитая Обоих Народов. Долгие годы безрезультатно ожидания Высочайшего решения, так, увы, и не последовавшего, а также состояние здоровья на пятьдесят восьмом году жизни уводят князя Михала из Залесья, из Литвы, к последней главе биографии - одиннадцати годам жизни во Флоренции.
        А чтó этот камень с высеченными словами? - для меня он ещё один неизменный паломнический алтарь в залесско-молодечненском краю. И далеко не только для меня. Соприкасаются, держась за руки, тени и реально живые гости Залесья. И тех, и других в пору праздника Дзядов ждут и приветствуют у камня генерал Тадеуш и генерал-майор Михаил Клеофас.



ТЕНЯМ КОСТЮШКО    -    ЦЯНЯМ КАСЦЮШКI    -   KOSČIUŠKOS ŠEŠĖLIAMS .



Самый известный портрет Тадеуша Костюшко работы художника Антони Ольшинского.


Памятник Тадеушу Костюшко в Кракове, в Вавельском королевском замке.



Памятник в Тарнобжеге одному из самых известных участников того восстания, крестьянину из-под Кракова Бартошу Гловацкому, ставшему командиром первого отряда косынеров (вооруженных косами, перекованными, как на скульптуре) и прославившемуся в битве при Рацлавице (первая крупная победа армии генерала Костюшко).



Фрагмент Рацлавицской панорамы. Костюшко в светлом крестьянском жупане, на коне, направляет в атаку косынеров.



Трое старших возрастом героев "Пана Тадеуша" Гервасий, Протасий и Мачей тоже в прошлом сражадись под знамёнами Костюшко.


Конфедератка Национальной кавалерии.



7 июня 1794 года части литовского ополчения под командованием генерал-майора Михаила Клеофаса Огинского приняли бой у местечка Вишнево под Воложином, в котором князь Михал чуть не погиб и в критический момент был спасён поручиком литовской пехоты Петром Павлóвичем. Доброй памяти поручику мы обязаны существованием знаменитых полонезов. С Сергеем Ивановичем,  Станиславом Осиповичем и группой молодёжного объединения историков-краеведов "Гiсторыка" мы осматривали Вишнево и окрестности - под литовской Погоней и гербом Огинец.



В Залесье к теням Костюшко приехали участники мероприятия "По дороге полонеза", организованного прошлой осенью, в октябре 2010 года, в честь 245-й годовщины со дня рождения князя Михала Клеофаса. Справа присели Сергей Иванович Веремейчик (в светлых брюках) и директор Музея истории и культуры имени князей Огинских в жмудском Ретавасе Витас Руткаускас (в галстуке), человек фантастического энтузиазма и энергии. Над ними четыре дамы - представительницы музея и ретавасских городских властей. В центре в зелёном пальто, с тёмными волосами - старший преподаватель Виленской консерватории, известная певица Аушра Люткуте; справа от неё её ассистент и аккомпаниатор Бируте Асевичуте, слева представитель Юнеско в Вильно (дама в красном, не помню имени). Три господина слева - представители фонда "Северные Афины" и районных властей в Сморгони. Справа от виленских музыкантов я держу герб Огинец. За нами Станислав Осипович из Залесья и левее Эгидиюус из Ретаваса.



В. Рамейка Залескi

Г У К I   З А Л Е С Ь С Я

Цiкае ў хаце гадзiньнiк… Цокае конь за вакном…
                                        Клiча суседка ўнука… Ля студнi грухоча вядро…
                                        Далёка недзе забрахаў сабака…
                                       Уключыў сусед сваю электрадрэль…
                                        Касу кляпае дзед каля барака…
                                        Заляцеў праз фiранку ў хату спалоханы чмель...

Без парцiтуры i дырыжора,
                                                I без каманды, калi пачынаць,
                                                Гукi Залесься сёння i ўчтора,
                                                Заўтра i потым будуць гучаць.
                                                I облака з вышынь слухае, як немаўля,
                                                Гукi Залесься на планеце Зямля.

Як яны ўзьнiкаюць? З'явяцца дзе?. . калi?. .
                                        Iх тут i не чакалi, нават не клiкалi. .
                                        Але гучаць, з'яўляюцца зьнянацку,
                                        Як быццам бы мiльёны год таму
                                        Завёў калiсьцi нехта гукаў цацку,
                                        I гучаць яны, нарушаючы цiшыню. . .

Без парцiтуры i дырыжора… i г.д.

Рытмамi барабана прагрухатаў i зьнiк -
                                        Гэта крануў рэйкi-струны i клавiшы шпалаў цягнiк.
                                        Панесла рэха гукi да алеяў.
                                        Калiсьцi, у даўнiну, там князь хадзiў…
                                        На вулiцы суседскай скрып арэляў,
                                        I гукi брамкi на Пiянерскай, дваццаць адзiн.

Без парцiтуры i дырыжора… i г.д.

Гукамi ўспамiнаў, каля старых муроў
                                        Трызьнiць былая сядзiба ў танальнасьцi ля-мiнор.
                                        Шумiць вада ля млына… Стук капытаў…
                                        На вежачцы гадзiньнiк прагучаў…
                                        З вакна палаца гукi клавесiна -
                                        Так, напэўна, гасьцей вiтаў кампазiтар Мiхал;
                                        Так, напэўна, гасьцей вiтаў кампазiтар Мiхал.

Без парцiтуры i дырыжора,
                                                I без каманды, калi пачынаць,
                                                Гукi Залесься сёння i ўчтора,
                                                Заўтра i потым будуць гучаць.
                                                I облака з вышынь слухае, як немаўля,
                                                Гукi Залесься на планеце Зямля.

В подстрочном переводе с белорусского -

В. Ромейко Залесский

З В У К И   З А Л Е С Ь Я

Тикают в доме часы… Цокает конь за окном…
                                        Кличет соседка внука… У колодца грохочет ведро…
                                        Далеко где-то залаял собака…
                                        Включил сосед свою электродрель…
                                        Косу клепает дед у барака…
                                        Залетел сквозь занавеску в дом испуганный шмель…

Без партитуры и дирижёра,
                                                Без команды, чтобы начать,
                                                Звуки Залесья сегодня и вчера,
                                                Завтра и потом будут звучать.
                                                И облако в вышине слушает, словно младенец,
                                                Звуки Залесья на планете Земля.

Как они возникают? Появятся где?. . когда?. .
                                        Их тут не ждали, даже не звали. . .
                                        Но звучат они, приходят неожиданно,
                                        Как будто миллионы лет назад
                                        Завёл кто-то звуков игрушку,
                                        И отзываются они, нарушая тишину. . .

Без партитуры и дирижёра… и т.д.

Ритмами барабана прогремел и исчез -
                                        Это тронул рельсы-струны и клавиши шпал поезд.
                                        Понесло эхо звуки к аллеям.
                                        Когда-то, в старину, там князь ходил…
                                        На улице соседской скрип качелей,
                                        И звук калитки на Пионерской, двадцать один.

Без партитуры и дирижёра… и т.д.

Звуками воспоминаний, видом старых стен
                                        Грустит старая усадьба в тональности ля-минор.
                                        Шумит вода у мельницы… Стук копыт…
                                        На башенке часы прозвонили…
                                        Из окна дворца - звуки клавесина:
                                        Так, наверно, гостей встречал композитор Михал;
                                        Так, наверно, гостей встречал композитор Михал.

Без партитуры и дирижёра,
                                                Без команды, чтобы начать,
                                                Звуки Залесья сегодня и вчера,
                                                Завтра и потом будут звучать.
                                                И облако в вышине слушает, словно младенец,
                                                Звуки Залесья на планете Земля.

В тональности ля-минор написано самое известное из всех произведений князя Михаила Клеофаса Огинского, Полонез ля-минор номер 13 “Прощание с родиной”.

[ окончание в  (5) ]

Костюшко, Огинский, Белоруссия, Молодечно, Залесье, Великое Княжество Литовское, польские восстания, kresy, Северные Афины, Гiсторыка

Previous post Next post
Up